22.08.2010 → Путешествия & поездки → Экспедиция «Терский берег — 2010». День шестой. Варзуга

Ночь была весьма беспокойной, крики дур-чаек, вой ветра, шум прибоя, под утро сильный ливень. Но спалось недурно.

Утром вышло солнце и Чаячья скала заиграла новыми красками:

1000

На фоне тени статуи Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро (в оригинале, правда, руки растопырены):

1000

Еще пара десятков километров по грейдеру, и вот мы в Варзуге.

Варзуга — село в Терском районе Мурманской области. Население — 351 житель (2002). Расстояние от районного центра 140 км. Село расположено на двух берегах реки Варзуге в 22 км от ее впадения в Белое море. Левая, более древняя сторона села носит название Никольской, а правая — Пречистенской, или Успенской стороны (по названиям храмов).

Некогда Варзуга была крупнейшим селом Кольского полуострова. Одно из первых упоминаний о ней содержится в грамоте 1466 года, когда варзужанин Тимофей Ермолинич передал Соловецкому монастырю свои угодья в реке Варзуге и по морскому берегу — ловища и леса.

В ранний период существования Варзуги важную роль в жизни селения играл Соловецкий монастырь, который построил в Варзуге подворье, стал вести в реке лов семги, а также в марте 1491 года была освящена церковь во имя Святого Николая Чудотворца — покровителя мореходов.

После падения самостоятельности Новгорода (1478 год) Терская земля перешла под власть Москвы. Варзуга именуется «волостью» — отдельной административной единицей, подчиненной двинскому наместнику великого князя с резиденцией в Холмогорах.

Подробные сведения о Варзужской волости содержатся в описи 1563 года. В государевом селе насчитывалось 167 семей в 124 дворах. По масштабам Русского Севера это — весьма многолюдное селение. Промысловые и сельскохозяйственные угодья (луки и сенные покосы) в волости находились в совместном владении местной сельской общины, церковных (Соловецкий, Николо-Корельский и Антониев-Сийский монастыри) и светских собственников.

В 1568 селения Северо-Западного Беломорья подверглись опричному погрому, совершенному отрядом Басарги Леонтьева, Варзуга тоже не осталась в стороне. Это событие вошло в историю как «Басаргин правёж» (правёж — взыскание долгов или податей посредством мучений). Донесения о правёже не сохранилось, но результаты и последствия этого злодеяния отчетливо видны в описи села, проведенной в мае 1575 года. Спустя семь лет после «Басаргина правёжа» в Варзуге было 79 пустых дворов и 33 поросших бурьяном места, на которых до погрома стояли крестьянские дома; никем не использовались 11 семужьих тонь, а Успенская и Никольская церкви «стояли без пенья».

В 1614—1619 годах Варзужская волость стала вотчиной Соловецкого и Новоспасского монастырей и Патриаршего Дома. За пользование тонями и покосами варзужские крестьяне платили своим владельцам оброчную подать. Но Екатерина II в 1764 году своим указом ликвидировала духовные вотчины, перевела монастырских и патриарших крестьян в разряд государственных с передачей им в общинное владение всех волостных угодий. Деревня стала свободной и быстро разбогатела.

По переписи 1897 года в Варзуге насчитывалось 793 жителя, а в 1910 в селе уже проживало 1001 житель, действовали училище Министерства народного просвещения и церковно-приходская школа.

Революция 1917 года не прошла для Варзуги незаметно. Жизнь начала перестраиваться и 1 мая 1930 года четырнадцать семей варзужан объединились в колхоз, который назвали «Всходы коммунизма», который и поныне носит это название.

1000

Петляем по деревенским улочкам, какими-то околицами выбираемся к реке. Народу никого, но машины кое-где стоят. Весь берег реки как парковка — кругом лодки с моторами, моторы, надо заметить, так и висят, никто их не снимает и не уносит.

Разговариваем с мужичком, который приплыл на моторке с собакой:

1000

Абориген вещает следующее:

Рыбы с каждым годом всё меньше и меньше. На ловлю надо покупать лицензию в рыб-колхозе. Спортивный лов — 700 руб, просто так с удочкой постоять — тоже какие-то деньги, забыл, но меньше гораздо. Платить должны все, даже местные. Числа с пятнадцатого рыба идёт на нерест, приезжает инспекция с ОМОНом и всех ябёть. Штрафы до ста тыщ, при этом в верховья забрасываются московские богачи на вертолётах и бьют рыбу прямо не нерестилище. А местному мальчонке, чтобы половить карася на удочку с поплавком, надо идти и платить. Такая вот российская действительность.

Про переправу сказал следующее — вот где мы стоим, обычно легковушка проезжает, но сейчас вода сильно поднялась.

Почесав репы, решаем пока не переправляться, а исследовать Кузомень и прилегающие достопримечательности.

А на сейчас у нас три цели: купить пожрать-выпить, заварить Кольку какую-то хуйню в машине, осмотреть-изучить собственно деревню Варзугу.

Выдвигаемся в расположение колхоза «Всходы коммунизма». Колёк тут же нашел аборигенов со сварочным апаратом, и сам полез под машину сваривать свою хуйню:

1000

Остальные члены экспедиции разговорились с милыми тётушками у какого-то склада:

1000

Вернувшись обратно на центральную «площадь» деревни, приступаем к этнографическим процедурам.

Общий вид на храмы:

1000

Часовня на Успенском кладбище:

1000

Часовенка есть совершеннейший новодел, и нарыть про неё подробности пока не удалось. Но часовня хороша, да.

Слева-направо: Колокольня Успенского комплекса, Успенская церковь, церковь святителя Афанасия великого:

1000

Главная жемчужина Варзуги, Успенская церковь.

Строители стремились обеспечить зданию долговечность. Церковь срублена из наиболее стойкой местной древесины — сосны. Чтобы нижние ряды бревен менее гнили, для них отбирали особо смолистые деревья, пазы делали снизу, между бревнами клали два слоя бересты. Круто-покатые поверхности кровель — от главки до низу — обеспечивали быстрый стек влаги. Бревенчатый остов здания не намокал: он закрыт тесовой обшивкой, которую в случае обветшания можно было заменить новой. Отсутствие печей резко уменьшало опасность возникновения пожара. Крестообразно сделанные прирубы усиливали устойчивость здания.

Мастер Климент, строитель Успенской церкви в Варзуге, превосходно знал приемы и традиции поморского зодчества. Его творение в несколько измененном виде сохранилось до нашего времени и является главной достопримечательностью древнего села:

1000

Успенская церковь представляет собой деревянный шатровый храм, и как многие храмы Русского Севера, сооружена «без единого гвоздя». Посвящена Успению Пресвятой Богородицы. Высота основного объёма Успенской церкви 13 метров, высота всей остальной надстройки — 21 метр. Такое соотношение размеров определяется «золотым сечением». В плане здание церкви имеет вид равноконечного креста. Площадь, отведённая для молящихся, составляет 70 квадратных метров. Иконостас Успенской церкви, включавший 84 иконы, был освящён 3 августа 1677 года, спустя 3 года после окончания строительства церкви. Особый интерес представляет деревянная резьба иконостаса с многочисленными фигурками летящих ангелов. В церкви имеется расписанное потолочное перекрытие — небо. Небо Успенской церкви — единственное, сохранившееся на территории Мурманской области. Церковь, признанная памятником русского деревянного зодчества XVII века, в 1973 году была реставрирована. В ходе этой последней реставрации была обновлена вся её верхняя часть. В 1996 году храм был возвращён Русской Православной Церкви, и в нём возобновлено богослужение.

Колокольня Успенского комплекса была построена одновременно с Успенской церковью. Фотографии сохранили ее внешний облик: на четверик поставлен шестерик, завершенный шатром. Колокольня была разрушена в 1939 году. Новая колокольня была выстроена к 1 августа 2001 года. К храмовому празднику села — Успению Пресвятой Богородицы (15/28 августа) — были подняты на звонницу новые колокола, отлитые на Урале. Звонница имеет семь колоколов и два титановых била, воспроизводящих звучание колоколов в 2000 пудов и 300 пудов (32 тонны и 4,8 тонны соответственно). Новая колокольня возведена не в том же виде и не на том же месте, что и старая, причем при ее строительстве применен нетрадиционный для русского зодчества прием: четверик поставлен на восьмерик:

1000

Церковь во имя святителя Афанасия Великого основана соловецкими монахами в конце XV века. Нынешнее здание церкви возведено в 1854 году. Церковь была закрыта в 1932 году. В ней находились ясли, позже мастерская по шитью лодок, а еще позже клуб. При этом была уничтожена глава церкви. Храм возвращен приходу и восстановлен в 1999 году. Второй престол церкви посвящен преподобным Зосиме и Савватию, Соловецким чудотворцам. В храме проводятся регулярные богослужения:

1000

Вид с деревни на реку:

1000

Идиоты водятся везде, это факт:

1000

Не так давно колхоз постоил улицу однотипных домиков для своих работников. Выглядит нарядно:

1000

Однако!

1000

На крутом холме подле деревни стоят ещё дома, строится гостиница, расположена новая современная школа. На холм ведёт длинная крутая лестница, на которую не забраться всем скопом мы просто не смогли.

Встреченная нами женщина оказалась то ли завучем, то ли директором школы, и долго и с энтузиазмом рассказывала нам про историю села, про здешнюю жизнь, про нравы и обычаи. Видно было, что человек болеет за свою родину всей душой и с удовольствием делится знаниями. Пошлём ей лучиков счастья и удачи:

1000

Вид на Варзугу, 18:

1000

Вид на Варзугу, 50:

1000

Вид на противоположный берег, на холме блестит Поклонный крест:

1000

Вид на реку:

1000

Варзуга — река на юге Кольского полуострова. Протекает из центральной части полуострова на юг. Впадает в Белое море. Отделяет Терский берег от Кандалакшского.

Длина — 254 км, площадь бассейна — 9840 км2. В среднем и нижнем течении Варзуга порожиста. Самый крупный порог называется Падун и имеет три водопада. Питание реки снеговое, весенние паводки поднимают уровень воды на 2—2,5 м. Средний расход воды — 77 м3/сек, в конце весны — до 300 м3/сек. Ледостав с октября по май.

Берёт начало в болотистой местности центральной части Кольского полуострова, на высоте свыше 189 м над уровнем моря. В верхнем течении именуется Малой Варзугой. Малая Варзуга проходит через озеро Варзугское, имеет приток Варзе и Варговый, после которого река именуется Большой Варзугой. На высоте около 146 м река проходит в 1,5 км от другой крупной реки Стрельны. На Большой Варзуге находится порог Падун. В реку на этом участке впадают реки и ручьи Фомин, Юзия, Кичисара. После Кичисары река на карте обозначается просто Варзугой. Далее в реку впадают реки Пана, Пятка, Кочкома, Военга, Кривец, Япома, Мельга, Серга, Кица и др. На реке более трёх десятков порогов, среди них Ревуй, Юзия, Малый Ретун, Ливка, Котельня, Тюверенга, Япомский, Ареньгский, Сечетинский, Оралиха, Медведь, Сережный, Студенцы, Порокушка, Собачий, Койтургов, Клетной и Морской. В нижнем течении, недалеко от устья в реке находятся несколько островов, крупнейшие из них Вичанной Курьи и Сиговец. Большая часть течения реки лежит за Полярным кругом.

Протекает в крутых скалистых горах, покрытых лесом. В 10 километрах от устья начинаются песчаные берега. Левый берег Варзуги здесь высокий. Кругом сосновый лес. Устье реки глубиной до 3 м и около 250 м в ширину; дно песчаное.

В реку на нерест заходит сёмга.

Большая часть реки и прибрежных земель находятся под охраной в составе Варзугского заказника.

Тааак… хуйню заварили, про село и реку всё разузнали, как раз сейчас откроется магазин, мы всё купим и поедем дальше.

Ага, купили, как же. Водки нет. Вообще. Продавцы говорят, что в глуби деревни есть ещё ларёчек, но там тоже водки нет. Понимаем, что у ребят просто нет лицензий, а местным продают из под прилавка. Засылаем Колька с Андрюхой за спиртным в ларёчек и за рыбой к местным жителям. Так и есть, вернулись в парой бутылок шнапса и двумя большущими горбушами. Добытчики. Ну а мы тем временем затарились колбасами, водами, пивом и прочими консервами.

В магазине на столе лежали письма, которые приходят местным, видимо, почтальон просто тут их выкладывает, чтобы по деревне не разносить. Одно из писем было таким вот суровым:

1000

Я, как старый прожжёный филателист, чуя немеряную ценность гашёного письма, его тут же чуть было не спиздил, но вовремя по рукам дали.

И это только начало дня, а что будет дальше — опупеете!

Продолжение следует…

12.08.2010

Оглавление:

Поделиться
Отправить
Класснуть



Комментариев: 6

  1. Успенскую церковь одели в новое
    Блин, это что все Терранычи вечно требуют подварить какую-нибудь хуйню 🙁

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *