04.10.2007 → Путешествия & поездки  → Покорение валдайцами Карелии. День восьмой — Соловки

Восьмой день. Очередное биохимически тоскливое утро. Шестеро хмурых, грязных, уставших человека грузятся по машинам, и, покинув место ночевки, возвращаются в Рабочеостровск. Оставив автомобили на стоянке, причем оставив внаглую, ни у кого не спросясь и не заплатив, грузятся на катер под названием «Нерха».

«Нерха» — это, видимо, самка вчерашнего морского котика:

1000
(фото (с) Вовус)

Катерок на вид субтильный, но внутре имеются теплый гальюн с душем и горячей водой, камбуз, и три кубрика, каждый на 6 человек.

Помолясь, отошли от стенки:

1000

Покуда шли, сидя в кубрике, познакомились с местным, как я понял, послушником. Нарассказывал он нам такого, что мы, надо признаться, были слегка шокированы. Я, да и все остальные члены нашей банды, думали ведь как: стоит себе посредь моря островок, ну максимум километр на километр, там монастырь, человек пятьдесят монахов, когда-то была тюрьма, и все. Но по словам послушника, оказалось все намного интереснее.

И остров оказался не островком, а архипелагом размером чуть ли не с Валдайский район, и находится там не 50 монахов, а целый посёлок с населением от тысячи до полутора тысяч человек, и туристов там тьма тьмущая, и есть там аэропорт (!) с возможностью приёма не только «кукурузников», но и самолетов покрупнее, и есть там и бары, и рестораны, и гостиницы с номерами по 300 евро в сутки, и сдают там напрокат велосипеды и скутера, и вообще, чуваки, за день вы там и сотой части не осмотрите, в чем мы впоследствии и убедились.

Дальше больше. Еще один новый знакомый, парнишка, едущий на Соловки второй раз, дал мне полистать путеводитель. Из него я узнал, что на Большом острове около шестисот озёр, и одно из них называется Валдай! Тут я вообще чуть головой не рехнулся, и приближения к островам ожидал со все большим нетерпением.

А абориген вошел в раж, и давай стращать нас всяким дальше: вы, говорит, особо-то не расслабляйтесь, погода у нас переменчивая, сейчас на Соловки придём, и не дай бог, шторм начнётся, можете, говорит, запросто на неделю на островах зависнуть. Ну да ничего, типа, улетите на самолёте в Архангельск, билет всего-то 3000 рублей стоит. От таких известий некоторые наши путешественники впали в уныние и посерели лицом, что твое Белое море. Где наши машины, и где Архангельск, нормально!

Ну да ладно, плывём. Хех, кстати, как вы многие знаете, настоящие мореманы говорят не плывём, а идем. И всегда поправляют, мол, плавает говно, а корабли ходят. На что мне всегда хочется ответить — ходят под себя, а корабли таки плавают. Ладно, это я отвлёкся.

Когда шли на Соловки, качки не было, обратно же немного покачало, но, слава богу, обошлось без блёва. Только морской романтики нам и не хватало. Катерок шустрый, и за два с половиной часа на скорости 17 км/ч (по замерам GPS-навигатора) домчал нас до островов.

750

И вот в глубине Соловецкого залива показался Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь:

1000

Историко-географическая справка:

Соловецкий архипелаг(Соловки), расположенный в северной части Онежского залива Белого моря, включает шесть крупных островов: Соловецкий — площадью более 220 км.кв. Анзерский — 47 км.кв, Большая Муксалма — 19 км.кв., Малая Муксалма — 1.2 км.кв., Большой Заяцкий — 1 4км.кв Малый Заяцкий — 1.1 км.кв., и множества мелких островков числом свыше 200. Общая площадь архипелага — более 300 км.кв.

Природные ландшафты Соловков необычайно живописны: сильно изрезанные береговые пинии с глубоко вдающимися в архипелаг заливами и множеством мелких заливчиков, более 600 озер, мягкий холмистый рельеф, валунные россыпи, обширные болота, приморские луга, растительность различных природных зон — от тундры до тайги — создают неповторимое своеобразие соловецких пейзажей.

Видовой состав млекопитающих архипелага не богат и представлен лисицей, зайцем-беляком, белкой, полевками, мышами, землеройками. В акватории архипелага встречаются белуха, кольчатая нерпа гренландский и обыкновенный тюлени, морской заяц, косатка и некоторые другие виды китов. В 16веке при настоятеле Филиппе (Колычева) был завезен и успешно размножен северный олень. В 20-е — 30-е гг. ХХ в. на Соловках велись работы по акклиматизации ондатры. Весьма богата орнитофауна Соловков. Здесь обитают, около 200 видов лесных околоводных и водоплавающих птиц. Уникальными по численности для России являются колонии полярной крачки и клуши. Соловецкие острова — место остановки во время сезонных миграций многих видов птиц, в том числе, занесенных в Красную книгу — белоклювой гагары, тундрового лебедя, белощекой казарки и других. На островах постоянно обитают редкие хищные птицы: орлан — белохвост, скопа, сапсан и др.

Из представителей ихтиофауны в прибрежных морских водах и внутренних водоемах архипелага обычны зубатка, треска, навага полярная камбала, беломорская сельдь, окунь, щука и др.

Флора архипелага представлена более 550 видами растений. В прилегающей к архипелагу акватории произрастают ценные виды водорослей: ламинарии, анфельции, фукусы.

Археологическое наследие Соловецкого архипелага представлено остатками первобытных стоянок, комплексами святилищ (3 тыс. до н.э — 1 тыс. н.э.), включающих в себя курганы, лабиринты, дольмены, сейды и другие валунные выкладки, раскрывающие особенности материальной культуры и верований племен, посещавших Соловецкие острова в древности; а также памятниками средневековых„ обителей побережья Белого моря, саамов и летописных карел.

Основу духовного и культурного наследия Соловков составляют памятники Соловецкого монастыря, который за почуй шесть веков своей деятельности создал выдающийся по полноте и разнообразию комплекс оборонительных, жилых, хозяйственных, инженерных и храмовых построек, обеспечивавших полноценную самодостаточную жизнь обители. Большая часть здании, возведенных во вт. пол. 16 века — перв. пол. 17 века справедливо причислены к шедеврам древнерусского зодчества.

В период с 15 по 17 вв. монастырь был по существу столицей огромных северо-западных территорий Русского государства, центром духовности и культуры, торговли и ремесел, обороны Беломорья. Монастырь имел многие функции государства по управлению, развитию экономики, защите, сбору пошлин на огромных территориях, принадлежащих монастырю или находившихся в зависимости от него.

Русские государи и многие знатные люди, признавая эту выдающуюся роль монастыря, жаловали в его казну крупные суммы, посылали для украшения храмов обители иконы, церковную утварь, книги, одежды и ткани. Многое из этого является замечательными произведениями древнерусского декоративно-прикладного искусства и сейчас сохраняется в коллекциях крупнейших музеев России Собрание историко-художественных ценностей Соловецкого монастыря и его библиотека стоят в ряду крупнейших и наиболее значительных на Руси.

Трагические страницы вписал в историю архипелага Соловецкий лагерь особого назначения (1923-1939 гг.) На Соловках сохранились некоторые сооружения времен СЛОНа, обнаружены места массовых захоронений, известно множество памятных мест, свидетельствующих о судьбах тысяч мучеников лагеря.

Историко-культурное наследие Соловецкого монастыря уникально по целостности и полноте сохранившихся ансамблей, хозяйственной инфраструктуры, системы гидротехнических сооружений, сети дорог. Памятники, сосредоточенные в скитских ансамблях, расположены на пяти крупных островах, но взаимосвязанные исторически, составляют единое целое.

Современные ландшафты, пейзажи, архитектурные ансамбли Соловков в известной степени искажены в результате деятельности Соловецкого лагеря особого назначения, других организаций, а таске из-за нерационального использования природных и культурных ресурсов. а временами и полной бесхозяйственности.

В 1961г. в целях сохранения уникального комплекса памятников истории, культуры и природных ландшафтов Соловецких островов образован Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.

В 1990 г. возобновил свою деятельность Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь, с возвращением которого на Соловки связаны многие надежды на улучшение дел по сохранению и использованию историко-культурного наследия архипелага Присутствие монастыря должно наполнить жизнью древние стены обители.

Соловецкий музей-заповедник и Спасо-Преображенский монастырь ведут совместную деятельность по восстановлению и использованию архитектурных памятников.

Признавая исключительную ценность историко-культурного наследия архипелага, 16 сессия Комитета по Всемирному культурному и природному наследию ЮНЕСКО от 14 декабря 1992 года включила Соловецкий историко-культурный комплекс в Список всемирного культурного наследия.

Указом Президента Российской Федерации от 6 декабря 1995г. 591219 «О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации» Соловецкий музей-заповедник отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации.

Ссылки в тему, обязательно ознакомьтесь:

И вот мы здесь. Не отпускает чувство нереальности происходящего. Мы, валдайские бродяги, пробрались на своих машинах 1400 километров по черт знает каким дорогам на Соловки!

От пристани до собственно крепости ведет широкая бетонная дорога, ездят автобусы, ходят коровы, вокруг непонятные дома, бараки, сараи. Идем, озираемся по сторонам, дивимся на всякие штуки, прям как Борат в Америке.

Кстати, Соловецкие острова — это уже Архангельская область, с соответствующими номерами на автомобилях и логотипом оператора в мобильниках, итого за поездку мы побывали в пяти областях России.

И вот мы у крепостных стен. Думаю, многие видели эту хрестоматийную картинку с Соловков, многие видели, но не все знают, насколько это масштабные сооружения! Видите, большой камень в основании башни? Так вот, этот камушек размером с машину! С размахом строили монахи, ничего не скажешь:

750

Растягивая удовольствие и как бы откладывая самое интересное на потом, обходим крепость. Вокруг чистота и ухоженность. Слева крепость, справа озеро Святое.

750

По описаниям того послушника с корабля, находим небольшой ресторанчик. Нормальный кабачок (да какое там нормальный — у бармена на стойке компьютер с электронной системой управления рестораном!), нормальный выбор напитков, есть возможность положить деньги на мобильник, чем мы не преминули воспользоваться. Все никак не можем свыкнуться с мыслью, что мы в ста километрах от Северного полярного круга, на Соловках, а не где-нибудь в Новгородском кремле.

Отобедав на двести с копейками рублей с носа, вышли прогуляться. Большинство одноэтажных построек и жилых домов в поселке являют собой бараки эпохи СЛОНа (Соловецкий Лагерь Особого Назначения). Двухэтажные же здания, как я потом прочитал в путеводителе, стоят еще с дореволюционных времен, времен расцвета монастыря. Несмотря на преклонный возраст, все здания крепки, стоят непокосившись, что объясняется, видимо, тем, что построены из морёного, т.е., пролежавшего долгое время в солной морской воде, дерева.

Вовус, как потомственный торговец сувенирами, тут же нашел сувенирную лавку, где разговорился со служительницей сувенирного ремесла и наладил деловые контакты. Сувенирная мафия окутала всю страну.

Зашли в кремль. Первым делом увидели Спасо-Преображенский собор. Обратите внимание, как сходятся кверху плоскости стен:

750

Храм похож на инопланетный боевой космический корабль, ощерившийся всеми пушками и стремящийся в небо… Господи, когда ж меня отпустит это беломорское похмелье? Опять отвлекся.

Идем дальше. Вообще, монастырь представляет собой чудное нагромождение разных по стилю и архитектуре построек. Объявняется это долгой историей монастыря, шутка ли, с 1420 года, и кипучей хозяйственной деятельностью обители. Удивительно, но, несмотря на то, что в 30-х тут была обычная зона, все постройки хорошо сохранились, видимо потому, что основным контингентом зоны были как раз осужденные священнослужители.

1000

Колокол «Благовестник»:

750

Историческая справка:

Литье колокола связано с событием Крымской войны 1854 года. 6-го июля 1854 года к Соловецкому монастырю подошли два английских шестидесятипушечных парусно-паровых фрегата — «Бриск» и «Миранда». Парламентер предложил сдать обитель. Монахи ответили отказом, и фрегаты удалились. Архимандрит Александр и начальник инвалидной команды прапорщик Никанович выкатили из крепости два орудия. Орудия сопровождали длбровольцы — два офицера и десяток рядовых. Фрегаты подошли снова и произвели несколько выстрелов по монастырю.

Настоятель монастыря архимандрит Александр долгое время служил полковым священником и обладал военными познаниями. По приказу архимандрита две шестифунтовые пушки открыли ответную стрельбу. Выстрелы были произведены настолько удачно, что фрегат «Миранда» был поврежден, и корабль ушел на починку. На следующий день, 7-го июля, корабли подошли снова и открыли стрельбу изо всех ста двадцати орудий. Им отвечали две пушки береговой артиллерии и восемь на крепостной стене. Во время обстрела начался крестный ход с выходом на стену братии во главе с архимандритом Александром. Английские корабли выпустили по монастырю 1800 снарядов и бомб, которых по признанию английского капитана, было достаточно, чтобы разрушить несколько среднеевропейских городов. Превосходство англичан оказалось бессильным сопротивление монастыря вынудило английские суда уйти. Подводя итоги сражения, защитники были удивлены отсутствием человеческих жертв со своей стороны. Не пострадали даже чайки, в большом количестве населявшие территорию монастыря. Незначительно были повреждены некоторые постройки. Одно из последних ядер было обнаружено неразорвавшимся за иконой Богоматери, что окончательно уверило людей в промысле Божьем.

Архимандрит Александр отправил в Синод подробное описание бомбардировки. Событие это на фоне общих неудач Крымской войны имело большое моральное значение. Героическая защита почти безоружной крепости и чудеса, связанные с ней, еще сильнее укрепили авторитет монастыря среди верующих. Значительно увеличилось количество паломников, сюда приезжают почетные гости и члены императорской семьи.

По лично инициативе императора Александра II, в качестве его дара для обители на колокололитейном заводе Ярославля (завод С. Д. Чарышникова) был отлит колокол весом в 75 пудов из металла, взятого из Петропавловского собора в Петербурге от ритуальных украшений при погребении Николая I, в царствование которого и отличился Соловецкий монастырь.

19 июля 1860 года в Соловецком монастыре происходило большое торжество: прием прибывшего из Архангельска колокола, который был назван «Благовестником». Архимандрит Порфирий с монахами и многочисленными богомольцами внесли колокол на руках в ограду обители, началось молебствие с водосвятием. После благодарственного молебна архимандрит с братией постановили: звон к каждой службе начинать в прибывший колокол тремя ударами. Позже для нового колокола была устроена небольшая часовня, у входа в которую на лафетах стояли те самые пушки, что повредили фрегат. Новый колокол и часовня представляли собой впечатляющий памятник своего времени, в пространных надписях и изображениях отражавший драматические события 1854 года. В верхней части колокола по всему кругу находились изображения Богоматери, святых и Соловецких чудотворцев, «уши» колокола венчал крест. На тулове колокола — изображение обстрела монастыря и три медали с надписями на церковнославянском языке. Переведенные на русский язык, выгравированные на медных пластинах, надписи эти были повешены на стенах часовни. В нижней части колокола, по кругу — надпись на русском языке из 67-го псалма: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази его, и да бежит от лица его ненавидящие его».

В Соловках этот колокол на колокольню не поднимался, а был размещен в специально построенной в 1860 году беседке (часовне ?). Он находился между Святыми воротами и галереей.

Соловецкий колокол в XX веке чудом уцелел. Часовня в 1920-е годы была разрушена и о ней мы можем судить только по изображениям на дореволюционных открытках.

Видели бы вы, с каким упоением Вовус бегал вокруг этого колокола и скурпулёзно фотографировал каждую деталь. Настоящий фанат своего дела!

Крытые галереи, связывающие почти все постройки монастыря. Из случайно подслушанного рассказа экскурсовода чужой группы мы узнали, что в одном здании была трапезная на 1000 человек, а в соседнем — кухня, и вот монахи двести лет под снегом и дождем таскали в трапезную чаны с едой, пока какому-то умному монаху не пришла в голову мысль соединить два здания галереей. Вот, кстати, по такому принципу, принципу «исторического наслоения» и построен монастырь. В каждом закоулке какие-то неприметные часовенки, переходы, галереи, кельи. Слово «генплан» тут абсолютно неприменимо.

1000

Весьма нас так же подивил тот факт, что монастырь сейчас — это на самом деле музей, и Епархия эти здания у музея банально арендует. Кстати, регулярные службы, как мы поняли, в монастыре не проводятся, и места, где можно поставить свечку, мы не нашли. Зато по территории можно ходить почти везде, где вздумается, и самому осматривать все, что угодно.

Зайдя внутрь, единодушно отметили грамотность реставрационных работ. Посмотрите, как все строго сделано — побелка и дерево, никаких петушиных гламурных раскрасок, никаких стеклопакетов, блестящей плитки и металлочерепицы, как у нас в Иверском монастыре. Местами специально обнажают часть исторической кладки:

1000

Часовенка в тесном дворике монастыря:

750

Блуждая по галереям, я сделал вот этот снимок Никольской церкви:

750

А потом посмотрел вниз, и снял это:

1000

Причем, самое смешное, внизу экскурсовод рассказывал группе, что «реставрация идёт полным ходом», а народ видел этого раскинувшего ласты камрада, ведущего реставрацию «полным ходом», и тихонько умирал со смеху.

Ага, это вот та самая кухня, где монастырские повара в течении сотен лет готовили пищу на тысячу паломников, монахов, трудников и просто страждущих. За века стены пропахли кашей и щами, даже сейчас в воздухе ощущается этот запах:

750

И повсюду ходы, переходы, галереи:

750

Новые колокола для обители:

1000

Сочетание каменных стен века 15-го и зданий века 19-го:

1000

А это «Портная палата»:

750

Тут надо рассказать, что за несколько веков обитель развела такое производство, что многие современные города с гораздо большим населеним могут завидовать. Как я уже говорил выше, на острове имеется около шестисот озёр, так вот, многие озера монахи связали рукотворными каналами, и создали гигантскую гидротехническую сеть, в которую входили каналы, проложенные прямо под трапезной, для питьевых нужд, сухой водоналивной док для починки кораблей монастырского флота (да, был и такой, 260 судов, между прочим!) и позже первая в России монастырская гидроэлектростанция!

На острове были свои кожевенные и портные производства, своя корабельная мастерская, свои солеварни, искусственные заводи для разведения рыб, свой завод изготовления посуды, биологическая станция, телятники, конюшни, огороды. Все острова были опутаны сетью дорог, повсюду скиты и церкви. И только сейчас всё это начинает возрождаться и приходить в себя после лихолетья прошлого века.

А какие там коты! Я таких в жизни не видел! Не поверите, этот котик мне по пояс:

750

Вид монастыря со стороны Никольских ворот:

1000

А это вдали, за сараями, тот самый аэропорт, в существование которого мы долго отказывались верить. Как видите, приземляются даже вполне себе немаленькие самолёты:

1000

Гавань Благополучия, начинается отлив:

1000

Тот самый водоналивной док. Как и в старые времена, флот у монастыря неплохой, каждая такая импортная моторка о-го-го сколько стоит:

1000

А мы тем временем заходим в Соловецкий морской музей. Не успели оглядеться по сторонам, как к нам подошел бородатый мужчина, и предложил провести экскурсию по музею. Мы, естественно, с удовольствием согласились. Здание музея представляет собой амбар, в центре которого прямо в «режиме реального времени» мастера воссоздают с применением и старых и современных технологий настоящий корабль — «реплику» государевой яхты «Святой Петр», созданной в Архангельске для Петра I в 1693 г.:

1000

Экспозиция же была посвящена в основном быту и традициям поморов — народу, потомкам Новгородских завоевателей, осевших на берегах Белого моря. В ходе экскурсии узнали всякое интересное. Например, оказывается, в стародавние времена поморы свои лодки натурально шили, через чего их и называли «шитиками». В досках по краям сверлились отверстия и лодка сшивалась внахлест корнями можжевельника, а потом в оставшиеся отверстия забивались деревянные же чопики. В результате применения таких технологий судно было эластичным, и в условиях севера, когда его могло в любой момент сдавить льдами, проявляло небывалую живучесть.

Много узнали и о путешествиях поморов. Эти древние мореманы, оказывается, ходили по акватории Северного Ледовитого океана аж до Камчатки и Сахалина!

Много было в экспозиции и всяких предметов, свзанных с жизнью и бытом поморов, причем всё это было подлинным, добытым в различных археологических экспедициях.

1000

Можно было рассмотреть и потрогать модели кораблей Петровской эпохи:

750

И детально рассмотреть макет старой соловецкой пристани:

1000

Но увы, подошло время спешить на корабль до материка, и, сделав последнее общее фото, мы устремились обратно к пристани.

1000

Как и предупреждали местные жители, одного дня для знакомства с Соловецкими островами оказалось явно недостаточно. И мы решили в следующий раз приехать сюда уже на неделю, взять в аренду лодку или скутера, и вдоль и поперек исследовать этот замечательный мир.

Но вы не расстраивайтесь, это еще не конец нашей «мыльной оперы», завтра нас ждет знакомство с еще одной достопримечательностью, и короткий рассказ о дороге домой.

24.09.2007

Поделиться
Отправить
Класснуть



Комментариев: 6

  1. Как много изменилось за такой небольшой срок, в 2013 все стало более обжито и гламурно. Но до Валаама Соловкам еще далеко и слава богу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *