01.10.2007 → Путешествия & поездки → Покорение валдайцами Карелии. День пятый — «Осударева дорога»

Чем дальше в лес — тем толще партизаны…

Итак, наступил пятый день bon voyage, и мы добрались до второй из трех наших целей — «Осударевой дороги».

Путь Петра Первого по лесам и болотам Карелии от села Нюхча до Повенца, названный «Осударевой дорогой», сыграл исключительную роль в военно-политической истории России и в судьбе стран Северной Европы. В результате стратегического перемещения войск русские в октябре 1702 года одержали первую впечатляющую победу над шведами, «на аккорд» взяв Нотебург на Ладоге, тем самым обеспечив России возврат берегов Невы и выход к балтийскому побережью.

«Известную тебе, Государь, по указу твоему, послал я для очистки дорожной и тое дорогу делаю от Нюхоцкой Волости и сделана до Ветренной горы 30 верст, – и далее, …Государь, дорога и пристань и подводы и суды на Онеге готовы… Сего 5 августа 1702» – Это сообщение Михаила Щепотева и послужило сигналом для Петра Первого, решившегося на уникальную военно-стратегическую акцию.

Вероятно, к середине лета 1702 года не только противник, но и ближнее окружение царя, исключая Ф.А.Головина, А.Д.Меньшикова, а также урядников Преображенского полка М.И.Щепотева и И.К.Муханова не догадывались об истинных намерениях, связанных с организацией военно-транспортной операции по переброске войск и транспортировке посуху двух фрегатов от Белого моря к Онежскому озеру.

Выступив в роли военного проектировщика-геодезиста и дорожного инженера, Михаил Щепотев предлагает царю дерзкий план сухопутного транзита от Белого моря до Онежского озера. Коридор трассы Нюхча, Волостная – Повенец проходил по местности, практически незаселенной, что соответствовало «государеву замыслу». Азимутное направление маршрута также пришлось по душе Петру I, любителю «строгих першпектив».

Уже в первых числах июля 1702 года около пяти тысяч мужиков из Нюхчи, Сумского Посада, Кеми, Усть-Онежского погоста, Каргополя, Белоозера, Повенца царским именем сгоняются к местам работ. Вскоре к ним присоединились крестьяне Соловецкого монастыря, а также выговские общинники и «работный люд» волостей Выгозерского погоста. Народ прибывал на лошадях с подводами и волокушами, с рабочим инструментом – топорами, пилами и лопатами.

Облаченный неограниченным доверием, царский любимец Михаил Щепотев приступает к строительству «Осударевой дороги». Начался уникальный инженерно-строительный эксперимент по возведению волока по ранее непроходимым местам, где «…и елень не проходит беспечно». По наказу от 8 июня 1702 года сержант Преображенского полка получает право: «…в грязных местах, и на реках, и на речках, и на ручьях, и на всяких переправах, велеть расчистить… и во время проходу Великого Государя служилым людям нигде ни за какие остановки и препоны отнюдь не было».

Возведение мостовых переправ сдерживало ход строительства. Крестьяне Поморья и Заонежья с огромными жертвами прокладывали царский волок. От холодов, сырости, скученности, антисанитарии и недоедания у строителей возникали тяжелейшие эпидемии. Участь многих из обессиленных была предрешена.

Реально оценивая масштаб проекта по обустройству волока, Петр Первый вслед направляет с «Указом» поручика Преображенского полка Афанасия Головнина и адъютанта Семеновского полка Михайла Волкова. Статьи указа подтверждали М. Щепотеву полномочия помощников: «…присланы они… для того ж дорожного устройства, дабы Вам известным путем та дорога, которая явитца ближе и способнее, установлена». Решение царя оказать помощь в пробивке просеки оказалось как нельзя кстати. Вместе с поручиком и адъютантом к месту работ были направлены несколько рот гвардейцев.

Встав на «Осудареву дорогу» в ночь на 17 августа 1702 года в районе Вардегорского мыса, армейская группа Петра I уже 26 августа находилась в Повенце на Онежском озере и готовилась к водному походу на Ладогу. Сыграв единожды военно-стратегическую роль в истории России, трасса «Осударева дорога» с успехом выполнила свое геополитическое предназначение.

На самом деле, конечно, сама дорога, построенная Петром I, не сохранилась (впрочем, ближе к мысу Вардия остались некоторые следы ее существования), до нас дошла лишь дорога вдоль реги Выг до озера Выгозеро, далее вдоль Беломоро-Балтийского канала и далее в леса и болота до Белого моря.

Сейчас же мы едем по территории так называемой «Республики Выгореция» (настоятельно советую пройтись по ссылке).

За световой день прошли примерно 40 километров, от урочища Берёзовка мимо давно покинутых людьми Нижнего, Верхнего и просто Шелтопорогов, мимо урочища Тайгиницы, и далее до местечка Ворожгора.

Говнилина особо сильного не встретили, Нива-стандарт в принципе (кроме одного брода) везде шла. Единственное, что выматывало — бесконечные гати по болотам, сами болота неглубокие, но под водой наполовину сгнившие бревна, как скакали по ним машины — надо было видеть! Еще, конечно, доставали бесконечные камни, каменный триал просто какой-то, от активной рулежки руки уставали будь здоров.

Но зато какие там природы! Лесные озёра:

750

Ручьи:

1000

Титанические валуны:

1000
(фото (с) Андрей Герасимов)

Впрочем, ехать было можно:

1000
(фото (с) Вовус)

А иногда и нырять:

1000
(фото (с) Андрей Герасимов)

А потом плыть:

1000
(фото (с) Вовус)

Случалось и сидеть:

1000
(фото (с) Вовус)

На вид вроде мелко, но колёса беспомощно скользят в воде по бревнам, и всё, аллес капут:

1000
(фото (с) Андрей Иванов)

Стописятмиллионов лет назад заброшенная деревня Ворожгора. Самое интересное, в этом доме обнаружились следы недавней ночевки охотников или джиперов:

1000

По дороге несколько раз встречали всяких глухарей с тетеревами, край настолько дикий, что птице-зверье совершенно непуганное — сидит у дороги, и не улетает, хоть выходи из машины и бери руками.

Но самое веселое случилось уже после Ворожгоры — на горе вдруг стал ловить Мегафон!!! Представляете, глухомань, пердь, непуганные птицы, до ближайшего человека верст сто, и вдруг Мегафон!

Болота там — сама красота:

750

Пытались обвязать их тросами и увезти с собой:

1000

А потом стемнело, мы сказали «нафик-нафик», стали лагерем прямо на дороге и повалились спать:

1000

А на следующий день нас ждал посёлок Валдай республики Карелия…

21.09.2007

Поделиться
Отправить
Класснуть



Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *