18.01.2009 → Кино → «Обитаемый остров». Типа рецензия

Ну что, посмотрел. Как лютый поклонник творчества братьев Стругацкий, одной строкой высказаться не могу, опишу свои впечатления более развернуто. А впечатления, в общем, таковы: поделка. Неумелый монтаж, полный отсебятины сценарий, куча неоправданных (неоправданных особенностями переноса литературы на экран) ляпов, какие-то совершенно дебильные декорации, артефакты и антураж.

Те, кто не читал Стругацких, при просмотре будут повторять одно и то же — «Кто все эти люди?! Что тут вообще происходит? А почему это так, а это так?» Но вообще, надо, конечно, отдать должное, если не учитывать высоту планки, фильм снят в принципе нормально. То есть, не зная сюжета, может, думаю, и захватить. Хотя нет, вряд ли… так все сумбурно смонтировано.

Вот тут вчера некоторые мои друзья высказали желание прочесть книгу перед просмотром. Отвечаю: читать тогда придется весь цикл произведений Стругацких так называемого «Мира полудня», начиная с собственно «Полдень, XXII век» и кончая «Волны гасят ветер». Ежели прочтете только «Обитаемый остров», то многие из нижеследующих моих личных претензий господину Бондару Чуку будут несколько не совсем понятны.

Итак, мои личные претензии режиссеру. Пройдемся по пунктам:

Эпизод первый, Максим летит на корабле, общается с бабушкой. На кой ляд вообще тут это? Зачем эта отсебятина? Зачем акцентировали внимание на украденные Маком часы, тем более что в дальнейшем о них ни слова? Хотели сразу сказать, что он вор? М-да… Ну не было такого в романе, не было! Пустили бы титр перед фильмом с кратким рассказом о мире полудня и ГСП, и начали бы сразу с момента катастрофы, как в первоисточнике.

Дальше больше — корабль. Что это за страхолюдина такая, позаимствованная из «Матрицы»? Что это за ужас, летящий на шлангах навстречу астероиду? Кстати, насчет астероида. Сценаристы видимо плохо читали роман. Да, в начале и сам Максим думал, что попал под раздачу астероида, но потом все-таки выяснилось, что его сбили забытые ракетные комплексы, что стояли в лесах вдоль Южной границы.

Ладно, мы про корабль. Перенесемся в другой источник:

И  вот  давеча просыпаюсь ночью от какого-то хриплого мяуканья. Кошки дерутся, что ли? Но уже знаю, что не кошки. Подкрался к окну, выглянул. Стоит.  Прямо  посреди лужайки. Что — не понимаю. Вроде  треугольное,  огромное,  белое.  Пока  я глаза протирал, смотрю — тает в воздухе. Как  приведение,  честное  слово. Они у них так и называются: «призраки». Я наутро у Корнея  спросил,  а  он говорит: это, говорит, наши  звездолеты  класса  «призрак»  для  перелетов средней дальности, двадцать световых лет и ближе. Представляете?  Двадцать световых лет — это у них средняя дальность!

А., Б. Стругацкие «Парень из преисподней»

Ну неужели сценаристам (сценарий — супруги Дяченко, сами, между прочим, пейсатели-фантасты) было трудно более тщательней изучить матчасть?

Сам Максим Каммерер. Тут вопросов мало, да, действительно, по первоисточнику это мальчик-красавчик, постоянно улыбающийся улыбкой дебила и мало чего понимающий. Но почему не раскрыта тема его перевоплощения в настоящего мужчину, бойца, после того, как Чачу выпустил в него семь пуль? После такого постоянно улыбаться уже не будешь, о чем и сказано в романе.

Почему не раскрыта тема его способности чувствовать радиацию, видеть в темноте, растягивать время?

Далее очень важный момент: какого хрена сделали так, что Мак стал сразу же понимать чужой язык? Что это за пежня, заползающая в ухо? Зачем это?! Неужели трудно было показать процесс его обучения языку, тем более что в романе с этим связано много гэгов и хохм? Ну придумали бы какой-нибудь «рыбий язык», и все разговоры местных жителей первые 20-30 минут фильма, пока Мак не обучился, снабжали бы титрами.

Зачем в первых же эпизодах показали подрыв башни ПБО? Ну не было этого в романе, не было. Ну зачем, какая необходимость-то была? Не понимаю…

Мир Саракша. Тихий ужос! По Стругацким цивилизация Саракша соответствовала уровню нашей цивилизации 40-50-х годов XX века. Даже параллели проследить не трудно: вторая мировая, Страна Отцов — СССР, Хонти — фашистская Германия, Островная империя — Англия, США. В моем представлении обычные города, обычные машины, люди. Тут же полная каша. Какие-то аэростаты, небоскребы, мобильники, монорельсовые дороги, причем стилистика явно заимствована из фильма «Небесный капитан или мир будущего». Каша и в головах декораторов и сценаристов, и в самом городе. Тут тебе и хай-тек жилища и интерьеры кафе, и совершенно средневековые уличные сценки. Ну разве так можно? А транспорт?! Кто придумал и сделал все эти чудовищные автомобили?!

Идем дальше. Из-за того, что сценаристам взбрело в голову обучить Мака языку сразу же, совершенно скомкалась сцена знакомства с Радой и совершенно непонятным стал эпизод в телецентре. Бред какой-то. 

Сцена расправы с бандой Крысолова. Обычная битва а-ля «Килл Билл». Трудно было снять умение Максима растягивать время? Было бы весьма эффектно. А тут как-то неубедительно все. Опять же не показаны нравственные терзания Мака — как же так, бить живых людей? Такое впечатление, что на Земле 22-го века все такие нинзы.

По эпизодам в Гвардии вопросов вроде нет, только опять же, что это за костюмы? Саракш — это наши сороковые, жизнь – копейка, солдаты – мясо, а тут у каждого футуристический бронежилет и все такое. Не сходится.

По «Неизвестным отцам» претензий нет, тут все честно. Да и состав актеров великолепен. Все их «политические интриги» сняты просто великолепно. Серебряков на роль Странника тоже, в принципе, подходит. А Странник, между прочим — ключевая фигура, это вам не хухры мухры, впрочем, это вы поймете только во второй части, так что спасибо сценаристам, что хоть тут не стали интригу раньше времени раскрывать.

Коли уж отвлекся на актеров, не могу не сказать за выбор Михалковой на роль Орди Тадер. По сюжету Орди — одиозная фигура, человек-кремень, мужик в юбке, подпольщик со стажем, а тут мы имеем какое-то снулое говно, абсолютно не умеющее играть. Сцена допроса Орди просто отвратительна.

На кой черт раньше времени сказали зрителям, что в ячейке подпольщиков был предатель, и сцена с подрывом башни — это срежиссированный спектакль Прокурора-Умника? Смысл? Отработать сценаристскую копеечку (а судя по бюджету вовсе не копеечку) перекроив роман с ног на голову?

Ладно, это все мелочи, мы подходим к главному маразму фильма.

Голованы — киноидная (собакообразная) раса с непропорционально большими головами, что и является первопричиной её названия. По всем произведениям Стругацких, где о них идет речь — это абсолютно разумные существа, разумные вплоть до того, что спустя полсотни лет после описываемых на Саракше событий у них было свое посольство на Земле.  На вид они просто собаки с большой головой. По характеру сварливые и вечно всем недовольные. Нам же показывают какой-то «кошмар на улице Вязов», мечтающий кого-нибудь убить. И съесть.

По этому поводу я немного покопался в Интернете, и вот что нашел:

Так, к созданию фильма подключили весьма известную Калифорнийскую студию «Quantum Creation FX», — ее специалистам поручили разработать дизайн Голованов – представителей киноидной расы. Управление творческим процессом, связанным с созданием голованов, осуществлялось руководителем департамента грима Дмитрием Кирилловым.

Один показательный момент из интервью с этим товарищем Кирилловым:

В фильме голованы внешне будут ближе к оборотням, чем к собакам. На наш скромный взгляд подобное решение вполне оправдано, если рассматривать «Обитаемый Остров» отдельно от других произведений Стругацких, где фигурирует эта разумная, и как оказалось впоследствии, дружественная людям раса. Здесь же происходит первый и неофициальный контакт, и голованы в ряде сцен предстают непонятными и вселяющими страх существами.

http://www.cinefex.ru/oostrov/detail.php?ID=1847

Нахрена?! Что за бред?! Хотите внушить страх зрителям? Так пририсуйте клыки Максиму, залейте весь Саракш кровью, Раду сделайте вампиршей. И вообще, снимите что-нибудь другое, не издевайтесь над классикой.

Право слово, всем, кто хорошо знает мир Стругацких, будет просто по-человечески обидно за голованов из-за того, что их выставили такими отвратительными тварями. Фу.

Ну и под конец шедевр, розовый танк! Вообще, мне кажется, что выражение «розовый танк» станет синонимом словам «облажался» и «как не надо снимать фильмы». А то и прозвищем самого Бондара Чука.

Ха-ха! Гигантская боевая машина с атомным двигателем, двадцать лет в автономном режиме проползавшая по лесу. Розовая! С сантиметровой деревянной броней, судя по люку, так назойливо лезущему в кадр! Федя, ты что, совсем из ума выжил? Или деньги под конец съемок резко кончились?

Кстати, за деньги. Судя по опубликованным цифрам, их было $40 000 000. Ну… не знаю, но мне кажется, то, что я увидел, ну никак столько стоить не может.

Вот такие впечатления. Сырая недоделанная наколенная поделка.

Массаракш!

—-

UPD: Подумал. Островная Империя — это все-таки Япония.

Поделиться
Отправить
Класснуть



Комментариев: 5

  1. Эка тебя торнуло

    А я не читал ни этой повести ни других стругацких этой серии.
    И другим не рекомендую перед просмотром ОО, ибо всегда можно сделать полтом, после просмотра.

    На большой спич по поводу просмотренного не способен, не стоит оно того,
    но вкратце поясню:

    1. Считаю этот проект прямым продолжением Параграфа78, ибо куча отсылочных фрагментов к множеству фильмов (Матрица, Пятый Элемент, Кин Дза Дза, Звёздный Десант…. итд итп) , двухсерийная структура, Куценко, будущее, фантастика..

    2. Мак Сим — киборг, типа заапгрейженного робота Вертера из «Гостья из Будущего», так же невосприимчив к выстрелам в упор, блондин, тормоз. Видимо к тому времени киборги на Земле полностью победили людишек, и задача Мак Сима победить гомо сапиенсов на иных планетах. Именно киборги старых моделей восприимчивы к сигналам с вышек, именно киборги захватили власть на Саракше и гнобят человеков, именно на их сторону встал сначала Мак Сим, но, будучи проапгрейженым, принял более эффективное решение, о котором узнаем во второй серии.

    3. Суханов — кремень, его присутствие вытянет любой ацтой.

    4. Ругать фильм не буду, ибо «Сталкер» Тарковского тоже мало чего общего имеет с оригиналом.

    • >> “Сталкер” Тарковского тоже мало чего общего имеет с оригиналом

      Ну ты сравнил! Это во первых, а во вторых сценарий к «Сталкеру» писали именно Стругацкие, так что то, что он мало имет общего с «Пикником» — можно считать, что это два разных произведения.

  2. За отмазу не канает.
    Фильм «Сталкер» — совсем не то что представлялось при прочтении оригинала.

    Уж не знаю сколько по баблу обошолся Сталкер советским налогоплательщикам, особенно при пересчете тогдашних баксов на нынешние, но полагаю что не меньше 40 новокризисных лямов, хотя бы потому што Тарковский уже полностью сняв картину надумал ее заново переснимать, а это только одной инвалютной киноплёнки — куча километров.

    Я и сам люблю покритиковать новорусские муви, но в данном случае в творчестве Бондарчука вижу улучшение, во всяком случае по сравнение с дерьмищем про 9 Роту.
    Ну попытался намекнуть на кровавово Сталина и пративных нациков.. но вышло это криво и неубедительно.. по бондар (млачшего) чуковски.

    Когда то.. давным давно.. в далёком 1997 году посравнивал 5 элемент с киндзадзой,
    в сети осталось что то, например тут
    http://kin-dza-dza.org.ru/topic250.html

    Но ОО как то критиковать неохота, лень, да пофигу

Добавить комментарий для Серый Отменить ответ

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *