21.07.2020 → Ликбез Фото → О диафрагме замолвите слово…

Слово «диафрагма» происходит от греческого слова «перегородка». В фотографии диафрагма — это регулировка размера дырочки в перегородке объектива, через которую на матрицу фотоаппарата падает свет, из которого и получается изображение. Диафрагма измеряется условными «ступенями» в диафрагменных числах. Причём здесь вас ожидает небольшая засада: чем больше диафрагменное число — тем меньше «дырка», через которую льётся свет, и наоборот.

Диафрагма, как и выдержка, нужна для регулирования «яркости» фотографии — светлее или темнее. Больше число диафрагмы (меньше отверстие) — на матрицу попадёт меньше света, фотоснимок будет темнее, а если вы поставили меньшее значение диафрагмы (больше отверстие) — больше света, фотография будет светлее.

Итак, выдержка, о которой мы с вами говорили в прошлом уроке, и диафрагма – это два краеугольных камня так называемой экспозиции, количества света, который воздействует на светочувствительный элемент — матрицу в твоём фотоаппарате или смартфоне.

Диафрагма и выдержка — как два человека на качелях, когда один вверху — другой внизу, и наоборот. Если мы закрываем диафрагму — нам надо увеличить время выдержки. И наоборот, если нам надо ставить короткую выдержку (мы хотим получить застывшие брызги воды из прошлого урока), света за короткое время такой выдержки упадет мало, и мы компенсируем это большим отверстием в диафрагме, т.е. малым диафрагменным числом.

Но это ещё не всё, для чего фотографу необходимо менять значение диафрагмы. С помощью диафрагмы можно регулировать так называемый ГРИП (не путать с птичьим гриппом, смайлик). ГРИП — это глубина резко изображаемого пространства, или просто глубина резкости, то есть тот отрезок пространства перед фотографом, который оказывается резким, в «фокусе». То, что за этим отрезком, и то, что перед ним, как бы размыто, не в фокусе.

Например, перед нами стоит Маша, а за ней в двух шагах Петя. Чтобы нам сделать снимок, где Маша и Петя оба будут чёткими-резкими, в фокусе — нам необходимо закрыть диафрагму, т.е. выставить значение больше, например f16 (кстати, ответьте, что нам придется при этом сделать с выдержкой?). Пейзажи тоже снимают на «закрытой» диафрагме, чтобы и дорога на переднем плане, и облака на небе были резкими, надо ставить значение f11-f16.

И наоборот, если мы задумали сфотографировать Машу, визуально отделив её от заднего плана и стоящего сзади Пети, нам надо диафрагму открыть, выставив её значение, ну, например f1.4.

Впрочем, надо сделать оговорку, такие значения диафрагмы позволяют ставить только достаточно дорогие профессиональные объективы. Зато такие объективы позволяют делать красивые воздушные и объемные портреты с размытым фоном, которые нравятся всем без исключения. Теперь ты знаешь, что просить у своих предков на следующий день рождения 🙂

Поделиться
Отправить
Класснуть



Комментариев: 5

  1. Предки, узнав цену такого объектива, скажут своему чаду, что фотограф из него не очень…, и займись лучше спортом…)))

  2. «Диафрагма и выдержка — как человека на качелях, когда» ….
    Должно быть «как ДВА человека», смею предположить.
    Хотя, наверняка всем пох, и это никто не читает (смайлик)

  3. Если вы сможете простыми словами объяснить сложное, значит вы профессионал.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *