15.06.2008 → Краеведение Путешествия & поездки  → Путешествие на узкоколейку

Сбаламутил нас тут вчера камрад АндрейФ посетить одну из последних действующих узкоколеек (УЖД) на Северо-Западе России. Узкоколейка находится в районе поселка Лычково, что в 80 километрах от Валдая, а именно в поселке Кневицы. Длина узкоколейки 49 километров «северный ус » и 29 км «южный». Принадлежит дорога Лычковскому леспромхозу (ЛПХ). Построена в начале 1950-х годов прошлого века.

До Лычково домчались быстро, благо автомобиль, что нас вез, был модным японским аппаратом. Перед самим поселком, правда, обороты пришлось сбавить, ибо дорога представляет собой не асфальтовое полотно, а следы самого настоящего артобстрела, впрочем нам, валдайцам, к этому не привыкать.

В Лычково осмотрели памятник эвакуировавшимся из блокадного Ленинграда детям, погибшим целым составом во время авиа-налета фашистов. История эта реально жуткая, и подробнее о ней можно узнать тут.

Подивились на интересную конструкцию, видимо, когда-то служившую водонапорной башней для заправки паровозов, и самим железнодорожным вокзалом весьма интересной архитектуры.

От Лычково до Кневиц вела отличная грейдированная дорога, по которой спокойно можно было ехать 100 км/ч. Сами Кневицы, несмотря на своё расположение на тупиковой дороге на задворках Новгородской области, оказались вовсе даже не маленькой деревней, а очень аккуратным и оживленным поселком. Покатавшись туда-сюда, учинив допрос местного весьма доброжелательного, что нехарактерно, населения и сверившись с навигатором, нашли, наконец-таки, саму линию узкоколейной дороги.

Дорога уходила в густой лес прямо с окраины поселка, и являла собой весьма странное зрелище:

Посовещавшись, решили пройтись по ней в лес на метров пятьсот-километр, дабы попытаться обнаружить разветвление на «южную», действующую, ветку. Пройдя буквально метров сто вглубь леса, заслышали странный, нехарактерный для железнодорожного движения звук — звук мотоциклов вперемешку со звуками идущего трамвая. И через пару секунд на нас выкатилось эдакое чудо:

Чудо представляло собой две самодельные мотодрезины, так называемые «пионерки», с мчащимися на них колоритного вида мужиками с собакой. Завидев нас, местные «железнодорожники» спешились, и поведали нам, что дорога, на которой мы стоим, сейчас годна для проезда только мотодрезин, что тепловозы по ней давно не ходят, лес не возят. Что линия вовсю зарастает кустами, а на некоторых участках охотники и рыбаки, ездящие по ней, и вовсе движутся по «рельсам» из деревянных жердей. Сами мужики, собственно, ехали именно на рыбалку, за 27 километров от поселка. От их предложения ехать с ними мы вежливо отказались, живо представив, как будем сутки добираться обратно, но прокатиться с полкилометра охотно согласились.

Погрузились на самобеглые экипажи и, истово помолясь, помчались. Мчались, надо заметить, со скоростью 25-30 км/ч и с поперечной амплитудой сантиметров тридцать. То есть, говоря проще, ехать было реально страшно. А говоря еще проще — реальные обосратушки. В некоторых местах ширина стыка между рельсами достигала десяти сантиметров, и из-за этого «пионерки» мотыляло по дороге, что твоё гамно в проруби. Я, сидя на первой дрезине, наблюдал, как Андрей с Лехой вцепившись в «пионерку», мчались в клубах дыма, и, каким-то чудом изловчившись, фотографировал их, умудряясь при этом еще и на резкость наводить:

Испытав непередаваемые ощущения и огромный выброс адреналина в кровь, разузнали у мужиков, как проехать к действующему депо южной ветки УЖД, и пошли пешком обратно. Идти по часто налепленным корявым полусгнившим шпалам было весьма тяжело, да еще и солнышко выглянуло, стало душно и на нас набросились полчища насекомых. Но, несмотря на все адские тяготы и лишения, мы вышли таки обратно к поселку и поехали исследовать действующий леспромхоз и депо.

Идём:

В лесу встречается всякое:

Лесопилка, по точному описанию местных, нашлась довольно быстро. Гуляя по территории, явственно ощущали запустение и, представляя, какие масштабы работ тут были в советские годы, с сожалением рассуждали о результатах реформ 90-х.

Вскоре обнаружили стоявшие в ряд, и по виду явно действующие, тепловозы:

И вообще, на территории обнаружилось много странных предметов и механизмов:

Вышедший из кандейки сторож гнать нас не стал, а весьма доброжелательно рассказал, что в настоящий момент южная часть дороги (к югу от станции Кневицы) действует очень активно и неплохо. Движение по ней производится круглогодично, каждый рабочий день, а по северной части последний тепловоз прошёл ориентировочно в 2001 году.

Примерно в 7 часов утра в лес уходит рабочий поезд с одним пассажирским вагоном, затем — составы порожних сцепов. Утром в лес уходят четыре локомотива, каждый со своим составом. Последний из них может отправиться в 9-10 часов. Магистраль узкоколейки находится в относительно неплохом состоянии. Вдоль неё встречаются деревянные навесы со скамейками для ожидающих рабочий поезд (в ягодный и сенокосный сезон). Во всех тепловозах действует радиосвязь с диспетчерской.

Пообещав сторожу аккуратнее курить на территории депо, никуда не лазать, ничего не ломать и не воровать, мы отправились на дальнейшую экскурсию.

Вскоре обнаружили тот самый пассажирский вагон, стоявший в каких-то натуральных джунглях:

Отказать себе в удовольствии забраться внутрь мы не смогли:

Вагончик оказался весьма миниатюрным, и весьма шатким. Как рассказал сторож, съезд вагончика с колеи и падение набок — событие нередкое и привычное. Судя по кривизне путей, что на снимке, сторож не врал:

Далее произвели осмотр собственно лесопилки:

Как мы поняли, бревна сгружаются на подмостки, и под тяжестью собственного веса по направляющим скатываются прямо вот под эти роботизированные манипуляторы с клешнями, затем по транспортеру едут к угрожающего вида циркулярной пиле, и, собственно, пилятся.

Еще на территории обнаружились множество тракторов и транспортеров, боевого вида пожарная машина и кучи металлолома.

Осмотрев все до конца, сверившись со временем и посовещавшись, решили ехать далее, в сторону города-героя Демянска, с целью отобедать и посетить местную достопримечательность — Княжью гору.

Погуляв немного по городку со стоявшим в центре Лениным, нашли место принятия достойной пищи, и, нисколько не менжуясь, оную и приняли. Найденное нами заведение носило имя «Лагуна» и являло собой явно полу-бандитский притон, впрочем, может нам так просто показалось из-за соответствующей музыке и стоящего у входа Лексуса. Еда оказалась сытной и вкусной, интерьер вполне на уровне, особенно стоявший рядом с нашим столиком аквариум с золотыми рыбками, ценник вполне вменяем.

Отпузатясь, покатили на Княжью гору. Я там пару раз уже побывал (одну поездку на гору я описывал тут), так что меня ничем не удивишь, а вот парни были весьма потрясены самой горой и открывавшимися с нее видами.

По спиральной дороге вокруг холма умудрились заехать на вершину на явно не предназначенном для таких экспериментов автомобиле, и устроили обильную фотосессию:

Подивившись видами на реки, холмы и дороги, вьющиеся далеко внизу, отправились домой, где нас ждал отличный шашлык в компании присоединившихся к нам друзей и любимых женщин.

Вот как-то так. Понравилось?

Поделиться
Отправить
Класснуть



Комментариев: 9

  1. Класс! А мы во время нашего путешествия по Золотому кольцу, посетили музей паравозов под Переславлем-Залесским. Там тоже узкоколейка и можно покататься на дрезине.

  2. Cпасибо. Холодной зимой порадовали отличным фото-путешествием.
    Интересно, они работают? Хорошо бы весной поехать.

  3. сколько раз проезжала мимо Лычково, но памятник не видела. Нужно обязательно посетить…

Добавить комментарий для Azs Отменить ответ

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *