02.10.2017 → Путешествия & поездки → Фоторассказ о путешествии на родину: Ростов

Вечером пятого дня нашего небольшого путешествия мы прибыли в маленький территориально, но огромный по исторической значимости городок Ростов.

Это не Ростов-на-Дону, тот огромный и на юге, а этот Ростов Великий, всего 30 тысяч населением, и на севере.

Тем не менее, Ростов — один из древнейших городов России, официальное летосчисление ведёт от 862 года. В общем, этим уже всё сказано.

На территории Ростова имеется 326 (триста! двадцать! шесть!) памятников культуры, треть из которых являются памятниками федерального значения. В общем, добавить больше нечего.

По императивам нашего бескомпромиссного навигатора Ларисы выехали на центральную площадь и обомлели. Свет! Божественый свет! Как и в случае с Покрова на Нерли, опоздай минут на 10 — ничего не увидели бы.

Гостиница потом, отдых потом, всё потом. Сейчас, пока длится такой чудесный закат, идём делать красивых фотографий Ростовского кремля. 

Kostroma_trip_1163

Просто невероятное везение, а, Агнесса Иванна? 

Пока грузятся фотографии вечернего кремля, расскажу немного (в формате «10 фактов о…») об истории Ростова.

Ростов возник чёрт те знает когда, ещё в дославянскую эпоху, как посёлок племени меря.

В IX веке Ростов вместе со всеми владениями племени меря был присоединен к государству Рюрика со столицей в Ладоге.

С 989 по 1010 год в Ростове княжил молодой Ярослав Мудрый.

Со второй половины XI века Ростов — один из двух главных городов Ростово-Суздальского княжества, территории, ставшей основой современной России.

Вплоть до XII века Ростов разделялся на два конца — Чудской (мерянский) с языческим капищем и Русский с христианской церковью. Два народа неплохо уживались между собой, в случае какой-либо угрозы вместе собирали ополчение. Но если мерянин принимал крещение, то он уже признавался русским и должен был оставить прежнее место жительства, переселиться на другой конец города. Сегрегация детектед!

В 1207 году появилось самостоятельное Ростовское княжество, быстро ставшее одним из влиятельнейших политических центров русских князей. Основатель княжества — старший сын Всеволода Большое Гнездо Константин Всеволодович (сын того чувака, что построил кайфный храм с каменной резьбой во Владимире).

В 1237 году Ростов не оказал сопротивления монгольским войскам. Коллаборационизм детектед!

При Василии II Тёмном Ростовское княжество входит в состав Москвы.

Кстати, Прокудин-Горский тоже снимал тут 100 лет назад, обратите внимание, какие на самом деле были башни до всех «достоверных реставраций»:

2566b

Значительное прошлое Ростова обусловило его насыщенность памятниками истории и культуры. Одним из важнейших памятников является уже сам ландшафт озёрной котловины и прилегающей территории, на протяжении тысячелетий привлекавший сюда людей и изобилующий памятниками археологии.

7 вечера, вход на территорию кремля уже закрыт:

Kostroma_trip_1151

Идёшь такой задворками, а из них церква торчит куполами:

Kostroma_trip_1106

Классикой не только русского, но и мирового искусства стали архитектурные памятники Ростова, в частности постройки бывшего Архиерейского дома XVII в. — Ростовский кремль. Большую ценность представляет каменная и деревянная застройки города XVIII—XX вв.

Вот ведь свезло так свезло с освещением: 

Kostroma_trip_1160

Достоянием мировой культуры являются Ростовские звоны — уникальный набор музыкальных произведений XVII—XIX вв., неотделимый от замечательного музыкального инструмента — знаменитой Ростовской звонницы. Каждый из её 13 колоколов, от самого большого, весом 2 тысячи пудов (32 тонны), до самого малого, имеет своё особое звучание. Туда мы тоже залезем. 

Как многоступенчатая космическая ракета: 

Kostroma_trip_1143

Сейчас поснимаем и отдыхать, сам кремль будем осматривать завтра:

Kostroma_trip_1153

Боже, ну какая же красота!

Kostroma_trip_1159

Это мы, дети современной цивилизации, чего только на своей жизни не повидавшие, и каких только чудес не знающие, восклицаем ох и ах, а какое впечатление от увиденного было у лапотных тёмных крестьян XVI века?

Вот только сегодня щёлкал пультом, а там «Трактир на Пятницкой» кажут, именно у этих торговых рядов пару сцен снимали:

Kostroma_trip_1172

И вообще Ростов на киносъёмки богат зело. Тут снимали:

  • Пётр Первый (1937) — фильм Владимира Петрова
  • Коммунист (фильм) (1957) — фильм Юлия Райзмана
  • Армия «Трясогузки» (1964) — фильм Александра Лейманиса
  • Тридцать три (1965) — кинокомедия Георгия Данелия
  • Семь нот в тишине (1967) — документальный фильм Виталия Аксёнова
  • Семь стариков и одна девушка (1968) — кинокомедия Евгения Карелова
  • Братья Карамазовы (1968) — фильм Ивана Пырьева
  • Весёлое волшебство (1969) — фильм-сказка Бориса Рыцарева
  • Держись за облака (1971) — фильм Петера Саса и Бориса Григорьева
  • Человек с другой стороны (1972) — фильм Юрия Егорова
  • Руслан и Людмила (1972) — фильм Александра Птушко
  • Иван Васильевич меняет профессию (1973) — кинокомедия Леонида Гайдая
  • Невероятные приключения итальянцев в России (1973) — кинокомедия Эльдара Рязанова
  • Мой ласковый и нежный зверь (1978) — фильм Эмиля Лотяну
  • Трактир на Пятницкой (1978) — фильм Александра Файнциммера
  • Слёзы капали (1982) — фильм Георгия Данелия
  • Борис Годунов (1986)— фильм Сергея Бондарчука
  • Конец операции «Резидент» (1986) — фильм Вениамина Дормана
  • Царская охота (1990) — фильм Виталия Мельникова
  • Бесконечность (1991) — фильм Марлена Хуциева
  • Красная вишня (Hong ying tao) (1995) — фильм Е Даина (Daying Ye)
  • Полицейские и воры (1997) — фильм Николая Досталя
  • Паломничество (2001) — документальный фильм Вернера Херцога
  • Егорино горе (2008) — кинокомедия Марии Маханько
  • Котовский (2010) — телесериал Станислава Назирова
  • Раскол (2011) — телесериал Николая Досталя
  • Геймеры (2012) — телесериал Михаила Шевчука
  • 9 дней и одно утро (2014) — драма, реж. Вера Сторожева

Вот тут натуры-то, конечно!

Некоторые свои фотографии из завтрашней прогулки по кремлю я даже продублирую кадрами из Ивана Васильевича 🙂

Общий вид на кремль на фото тов. Горского, 100 лет тому назад:

1241b

В общем, чую, завтра будет что посмотреть, где постаптывать ноги.

А вечером после фотогеничного заказа мы немного прогулялись по городку, подивились его живости — в 8 вечера народу больше, чем в Валдае в полдень буднего дня в центре на площади Свободы. В вечернем Ростове снуют туда-сюда люди, работают кафешки, парикмахерские и прочее, причем видно, что заведения не только для туристов, но и для местных жителей, вооот… прогулялись, значит, и стали искать гасцініцу.

Кстати, несмотря на миллион достопримечательностей, Ростов жив далеко не только туризмом, в городе существует и работает оптический завод типа нашего «Юпитера» и фабрика «Ростовская финифть» (о которой позже).

Остановились в гостиничном комплексе «Русское подворье». Новый корпус во дворах, напоминающих задворки «Баварии» и «Тандема» в Валдае, но с видом на соборы кремля, дорога до неохраняемой парковки в виде деревенской грунтовки и невходящие в комплектацию нумера тапочки, пришлось покупать отдельно на ресепсьёне. Ну и слышимость кабздец, конечно.

Утром подорвались, как всегда, ни свет, ни заря. Долго маяли утренние процидурки, ждали, покуда откроется ресторация, дабы позавтракать. Завтрак (входящий в стоимость, естественно) был обилен, разнообразен и вообще хорош. Будем считать, что гостиница минусы за убогую парковку, запутаную навигацию (отсутствие оной) по коридорам и тапочки отыграла 🙂

«Кто рано встаёт, дому бог фотосвет даёт» — было нашим девизом в поездке, но есть один минус — с утра все заведения закрыты. Кремль в том числе.

Поэтому запрыгнули в Синенького и поехали кататься по утреннему Ростову.

Выкатили на улицу-дорогу, что меж кремлём и озером Неро. Виды-домики на той улице таковы:

Kostroma_trip_1191

Озеро Неро. Вид на Спасо-Яковлевский монастырь (заезжать не стали):

Kostroma_trip_1187

По озеру можно покататься на различных фелюках (см. фото), очень хотелось прокатиться и сфотографировать канонический вид кремля, когда видно все маковки церквей, но было ещё слишком рано, лодочников не видать.

9 часов, через массивные врата первые заходим на территорию кремля и обалдеваем, ресепшн шикарного отеля: 

Kostroma_trip_1200

Охрана, турникеты, девушка (спряталась за стойкой дурёха, как будто первый раз туриста с камерой видит) продаёт билеты по 250, что ли, рублей. Шик, блеск, но ни слова по-английски или по-китайски. Странно.

Заходим.

Обалдеваем.

Народу никого, мы первые.

Кажется, нам придётся изрядно походить:

Kostroma_trip_1202

Навстречу идёт пара секьюрити, зачем-то спрашиваю, можно ли сойти на пару шагов на газон, чтобы сделать красивый кадр. Да без проблем, говорят, ходите, где хотите.

Вот те, бабушка, и Рабиндранат Тагор! Вот это сервис за наши деньги! Уважаю.

А вот и тот кадр, о котором вожделелось:

Kostroma_trip_1214

Пару слов за Ростовский кремль:

Ростовский кремль (Митрополичий двор) — бывшая резиденция митрополита Ростовской епархии, расположенная в центре Ростова на берегу озера Неро. За митрополичьим двором закрепилось название «кремль», хотя оно спорно.

Пока ходили полдня по территории, напевали «Ростовский кре-е-емль» на мотив «Советский цирк» 🙂

Ростовский кремль был построен в 1670—1683 гг., по единому замыслу заказчика — митрополита Ионы Сысоевича. Это замысел предполагал создание рая в полном соответствии с библейским описанием: окруженный стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда (см. фото выше) в центре.

После того, как в 1787 г. было принято решение о переносе архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль, Ростовский митрополичий двор утратил свою функцию, был оставлен без внимания и постепенно обветшал. Здания ансамбля были заняты различными ведомствами под склады. Богослужений в храмах ансамбля не велось.

А вот любопытное: архиереи были готовы продать ансамбль на слом (вот тебе и скрепы!). Однако благодаря просвещенному ростовскому купечеству и на средства купечества в 1860-е и в 1880-е гг. архитектурный комплекс был отреставрирован.

Пройдёмся, помолясь.

Вот крыльцо в палаты митрополичьи, узнаёте?

Kostroma_trip_1221

Бунша с Милославским:

82831

Обратите ваше драгоценое, раньше крыша была покрыта лемехом, а сейчас какой-то металлический лист. А на земле всё те же каменные плиты.

Деталька:

Kostroma_trip_1211

Сунем нос под арки крыльца. Это Успенский собор и церьковь Воскресения Христова (несмотря на голубое небо, с другой стороны небосклона солнце затянуто какой-то перхотью, и посему на снимке так вот тускловато):

Kostroma_trip_1225

Расписные церкви:

Kostroma_trip_1218

И башни:

Kostroma_trip_1219

Вот подумалось, это произведение искусства «Опасная зона», или просто опасная зона?

Kostroma_trip_1231

Поднялись по каким-то галереям-сеням, в крыльце скрипнула дверь… с другой стороны выскочила пожилая леди с воплем «Закрыто!», потом как-то обмякла и спокойно так уже говорит: «А давайте я вам открою, посмотрите, что внутри».

Kostroma_trip_1229

Что же там внутри-то?!

Kostroma_trip_1237

Невероятный объем в потолок и фрески! 

Церковь Спаса на Сенях была возведена в 1675 году и являлась домовой церковью ростовских архиереев. Необычен единственный в своем роде интерьер церкви с аркадой, опирающейся на золоченые столбы:

Kostroma_trip_1256

Стенопись церкви Спаса на Сенях в Ростовском кремле была выполнена около 1675 года ростовским попом Тимофеем и ярославскими мастерами Дмитрием Григорьевым, Федором и Иваном Карповыми. В 1893 году на средства коммерции она была поновлена. В 1978–1995 годах живопись Спасской церкви была отреставрирована.

Как жаль, что на фото непонятен огромный объём пространства над головой:

Kostroma_trip_1245

Одна из лучших композиций стенописи — «Страшный суд», занимающий всю стену:

Kostroma_trip_1251

Очень сильные впечатления. Вышли, как ошарашенные мешком по голове. Мощно.

Внутренний двор кремля, слева направо: Церковь Одигитрии, Успенский собор и церковь Воскресения Христова: 

Kostroma_trip_1263

Согласно купленным билетам осуществляем проход на галерею, опоясывающую стеною кремль. Силой предвидения и природной ловкостью ног успеваем вскарабкаться первее больших групп туристов с экскурсоводами и гуляем в гордом одиночестве и без помех для фотографирования:

Kostroma_trip_1277

Галерея:

Kostroma_trip_1275

Виды с галереи, конечно, крышесносящие.

На переднем плане Церковь Одигитрии. Построена в 1692—1693 годах, чуть позже, чем другие здания ансамбля Архиерейского двора, при преемнике Ионы Сысоевича митрополите Иоасафе (Йозеф?). Является представителем стиля московского барокко:

Kostroma_trip_1288-3

Ради одной этой фотки стоило ехать.

На сводах и стенах церкви Одигитрии выполнено в общей сложности 20 лепных картушей необычной формы, жаль, что мозг был затуманен панорамными видами, не поснимал деталек:

Kostroma_trip_1276

Вид с галереи на надвратную церковь Иоанна Богослова:

Kostroma_trip_1301

Церковь Иоанна Богослова была построена в 1683 году. Эта надвратная церковь является одним из последних храмов времён митрополита Ионы. Исследователи отмечают, что этот памятник истории и архитектуры выглядит более нарядным, чем другие церкви Кремля.

Эбсолютли йес, красоты неописанной церква.

Внутри тоже фрески:

Kostroma_trip_1273

На галерее всюду закутки, переходы, перекрытия, и повсеместно открывающиеся виды:

Kostroma_trip_1310-2

Прокудин-Горский:

1272b

Несколько в сторонке стоящая Церковь Григория Богослова (1680):

Kostroma_trip_1312

Крепостные стены и башни-башенки кремля:

Kostroma_trip_1305

В 1883 оду в Белой палате кремля был открыт Ростовский музей церковных древностей. В 1886 г. Кремль принял под своё покровительство наследник императорского престола, будущий царь Николай II (видать не всё своё время за Матильдой бегал). В 1910 г. Государственная дума законодательно закрепила общероссийский статус музея, постановив отпускать из казны деньги на его содержание.

И вот с той поры так всё там и стоит-лежит. Удивительно, дореволюционный музей!

Kostroma_trip_1314

Пара экспонатов:

Kostroma_trip_1318
Kostroma_trip_1317
Kostroma_trip_1321
Kostroma_trip_1319

Кстати, про музей: экспозиционно-выставочная площадь музея «Ростовский кремль» — почти 4000 кв. м. + почти 2000 метров фондохранилищ. В музее 318 сотрудников, из них 68 научных (!). Среднее количество посетителей в год — 200000 (двести тысяч).

Завод!

Выходим с галереи на простор:

Kostroma_trip_1325

И отправляемся во Успенский собор:

Kostroma_trip_1448

Успенский собор — это уже как бы не совсем музей, а действующая церковь для верующих.

Судьба собора сложна, как и у многих соборов древней Руси — построен-сгорел-перестроен-сгорел-отстроен-рухнул-восстановлен.

Современная кирпичная церковь была построена в 1508—1512 гг.

23 августа 1953 года мощный ураган сорвал купола и крыши многих храмов в центре города, в том числе и Успенского собора. После этого в Ростове начались масштабные реставрационные работы. В процессе реставрации в облике собора были ликвидированы некоторые наслоения. В частности, невыразительная четырёхскатная кровля было заменена позакомарным покрытием, близким к оригинальному. Однако была сохранена луковичная форма глав времен митрополита Ионы, замену их на шлемовидную форму признали нецелесообразным, так это нарушало стилевое единство с комплексом кремля.

То есть теперь понятно, откуда такие расхождения с фотографиями Прокудина-Горского.

Прошу прощения за завалы широкоугольника:

Kostroma_trip_1401

В ходе реставрационных работ в соборе были произведены раскопки, которые позволили обнаружить в нижних ярусах белокаменную кладку XII века.
В 1991 году собор и звонница были переданы РПЦ.

Высота Собора с крестом достигает 60 м.

Вовнутри темно и озвышается иконостас в стиле барокко, выполненный в 1730–1740-х годах:

Kostroma_trip_1336

Напольное покрытие:

Kostroma_trip_1338

Обрамляющая колонны деревянная резьба рококо-барокко:

Kostroma_trip_1340

На территории снуют вездесущие туристы:

Kostroma_trip_1398

Музейный смотритель при входе на звонницу строг и монументален, как сама звонница:

Kostroma_trip_1359

По чрезвычайно узкому проходу поднялись наверх, откуда вид на Воскресенскую церковь со вратами и башнями (эх беда, светило в лоб):

Kostroma_trip_1386

Камера Сергея Полуянова стояла ниже и правее:

7355711_original

Прокудин-Горский 100 лет назад:

1268b

На звоннице висят огромные колокола. Действительно огромные! Самый большой — «Сысой», отлит в семнадцатом веке, и весит, внимание, 2000 пудов (32 тонны!):

Kostroma_trip_1370

«Полиелейный» — 1000 пудов (16 тонн), отлит здесь же в Ростове в 1682 году московским мастером Филиппом Андреевым и его сыном Киприаном. Название колокола с греческого значит «Многомилостивый». Колокол украшен двумя широкими поясами орнаментов, основной тон колокола — нота «ми» малой октавы:

Kostroma_trip_1384

Полиелейный, новое слово в моём лексиконе.

От пролётов с колоколами до земли звонница имеет сплошные пустоты, что делает здание превосходным резонатором. Близость звонницы к открытому пространству озера Неро усиливает акустический эффект.

Практически сабвуфер.

Kostroma_trip_1388

Юрий Васильевич на этом же месте:

3210411e19cb5d9b098d47983ca131d

Окончательное строительство звонницы было завершено в 1689 году. Тогда 13 колоколов были повешены в один ряд и прочно укреплены на металлических крюках и толстом дубовом брусе, кроме четырёх из них, висящих на другом брусе, прикреплённом к основному под прямым углом. Во второй половине XIX века к ним добавили ещё 2 колокола. С тех пор на звоннице Ростовского кремля висит 15 колоколов.

Kostroma_trip_1412

По легенде, в одном из своих частных писем ростовский митрополит писал: «На своём дворишке лью колоколишки, дивятся людишки» 🙂

Угроза уничтожения неоднократно нависала над ростовскими колоколами. Во время войны со Швецией Пётр I отдал указ об изъятии колоколов, чтобы возместить недостаток в орудиях. Однако ростовские храмы и звонница Успенского собора избежали этой участи. Это произошло благодаря тому, что в 1691 году Пётр I взял из митрополичьих кладовых 15 пудов серебряной утвари для чеканки монеты, а позже – с 1692 по 1700 годы ростовская митрополия выплатила в государственную казну ещё 15000 рублей. Огромная плата подорвала экономическую мощь некогда очень богатой митрополии, так что ведение нового сколько-нибудь значительного строительства на её территории стало невозможным. Однако это помогло сохранить ростовские колокола.

В XX веке, с приходом советской власти над колоколами нависла новая угроза. В тяжёлые годы гражданской войны, на волне борьбы новой власти с религией и всем, что напоминало о царском режиме, поступило предложение снять колокола со звонницы и превратить их в сырьё для промышленных нужд. К счастью, работавший тогда директором ростовского музея Д.А. Ушаков обратился с ходатайством о сохранении колоколов в Москву. Благодаря ему и прибывшему летом 1919 года в Ростов с группой учёных наркому А. В. Луначарскому, колокола удалось спасти. Однако в 1923 году на звонницу обрушилась ещё одна беда – оборвался ремень, на котором держался язык «Сысоя». Крепление языка должно быть мягким, в давние годы он сначала был подвешен на моржовой жиле, потом на специально выделанном сыромятном ремне. В годы разрухи не было возможности найти подходящий материал. Язык был укреплён на металлическом стержне и подтянут наверх. После этого удар стал приходиться не в музыкальное кольцо, а немного выше. Это ослабило силу звука, изменило его тембр, вызвало скрипы. По мнению специалистов, язык колокола надо перевесить, чтобы вернуть ему былое звучание, тем более что за сотни лет на обоих краях «Сысоя» остались следы от ударов, хотя в разное время в колокол били по-разному – то в один, а то в оба края. Время полёта языка колокола при этом составляет 1,4 секунды.

С 1928 года звоны на звоннице Успенского собора были прекращены, а сам собор закрыт в 1930 году. С тех пор они воспроизводились в 1932 году при съёмках кинокартины Пётр I и в марте 1963 года, когда киностудия имени Горького записывала звоны для фонотеки страны, в июне 1963 года при съёмках кинокартины «Война и мир» и для ряда последующих фильмов. В 1966 году Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила массовым тиражом виниловую пластинку «Ростовские звоны», которая впоследствии неоднократно переиздавалась. Пластинка стала экспонатом всемирной выставки «ЭКСПО-67» в Монреале. С этого времени ростовские звоны стали постепенно возрождаться.

Невероятно как-то всё это. Висят вот уже триста с гаком лет.

Kostroma_trip_1368

Немного видов со звонницы на окружающую действительность Ростова (справа светло-зелёный торчит наш отель):

Kostroma_trip_1373

Торговые ряды и церквы:

Kostroma_trip_1378

Вид на Неро:

Kostroma_trip_1381

Успенский собор с колокольни:

Kostroma_trip_1396

Облака разбежались, начался хороший фотографический свет, но нам надо в дорогу, Василий Васильевич ждёт не дождётся.

Запрокинув голову:

Kostroma_trip_1413

Напоследок прогуляемся по улочкам старинного Ростова: 

Kostroma_trip_1420

Там тех улочек буквально три-четыре: 

Kostroma_trip_1422

Центр Ростова микроскопический (но огромный в сравнении с нашей ул. Народной), и очень живой: 

Kostroma_trip_1427

Всюду работающие допоздна лавки, заведения, учреждения:

Kostroma_trip_1429

Прекрасный город!

Kostroma_trip_1424

Образец русских исторических городков:

Kostroma_trip_1438

Бабулек с ягодами и чесноком не гоняют:

Kostroma_trip_1441

Забыл упомянуть ещё один момент: Ростов является одним из центров производства расписной финифти.

Финифть — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке, вид прикладного искусства. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок.

Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться.

Зашли в одну сувенирно-ювелирную лавку, купили серьги из финифти. Немного облажались, конечно, в лавке на соседней улице такие же стоили на 500 рублей дешевле.

И вообще, надо заметить, ценообразование в сувенирках странное. Зашли в один художественный салон, там картина маслом на фанерке, изображена какая-то местная церьква, картина размером сантимером 20 на 15, красивая (я-то толк знаю), чуть было не купил, стоит 2500 рублей. Рядом фотографии кремля видимо местного фотографа, в рамке, размером А4 под стеклом, так себе, в общем, фотографии, банальный техбрак. Цена 2500 за штуку. Чтоб я так жил!

Вышеозначенная финифть:

Kostroma_trip_1433

Изнанка Ростова (обожаю такие виды!):

Kostroma_trip_1451

После сытного борща в кафешке у кремля немного пробежались по земляному валу между стеной и озером: 

Kostroma_trip_1466

Живьём брать демонов!

0_1c2535_fee9fef_orig

Сейчас:

Kostroma_trip_1467

Ростов навсегда запал в наши сердца.

Kostroma_trip_1458

Милота 80–го уровня, только уродские бетонные столбы с кабелями всё портят, какие раньше были милые деревянные с изоляторами и проводами 🙁

Kostroma_trip_1461

Такой Ростов. Надеюсь тему кремля я раскрыл и вам было интересно.

В заключение процитирую себя самого: друзья мои, ездите, катайтесь по стране. Путешествия & поездки — это чудесно и ни капельки не страшно и не сложно. Чаще всего ни проходимых джипов, ни каких-то баснословных денег не нужно. Отпуск брать тоже необязательно, в пятницу отпроситься с работы пораньше — и в путь! Это же так просто! Путешествуйте, друзья! 

Спасибо что смотрели, читали и комментировали.

Оглавление:

Поделиться
Отправить
Класснуть



Комментариев: 16

  1. Ой спасибо! с удовольствием почитал! и при прочтении последнего поста в голове играла музыка из сцен погони «Иван Васильевич меняет профессию» )))

      • Ох, как давно это было 🙂 Потом еще несколько раз там были, но не писала, не фоткала 🙂

  2. Дождался финала, впитывал с интересом. Поездка необычайная и репортаж грандиозный! Отлично! :о)

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *