13.06.2017 → Краеведение Путешествия & поездки Фото → Вокзал станции IV класса Куженкино Бологое-Полоцкой железной дороги

«Придётся ведь ездить, изучать всё это наследие» — сказал я вчера о памятниках деревянного зодчества на Бологое-Полоцкой железной дороге, немного посидел, подумал, и в тот же день поехал :-)

Всего в сорока минутах езды от Валдая находится настоящий музей под открытым небом — вокзал станции Куженкино, отлично сохранившийся образец типового вокзала IV класса Бологое-Полоцкой железнодорожной линии.

Кстати, минутка этимологии:

Слово «вокзал» (первоначально «фоксал») происходит от «Воксхолл» (англ. Vauxhall) — названия парка и увеселительного заведения в пригороде Лондона (ныне в черте города). Одно из первых упоминаний слова «вокзал» в значении «железнодорожная станция» встречается в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» (1867—1869).

Вокзал станции IV класса Куженкино является одним из ярких примеров железнодорожного зодчества.

Сколько раз ездил по М10 в сторону Москвы мимо указателя на Куженкино (это не то Куженкино, где поворот на Бологое, а немого дальше, поворот направо после моста) и даже не подозревал, что всего в паре километров находится ТАКАЯ красота:

Kuzhenkino04

Настоящий сказочный замок постройки начала XX века, а не вокзал!

Добро пожаловать внутрь поста на экскурсию по очень интересному объекту.

Бологое-Полоцкая железнодорожная линия — северо-восточный участок Бологое-Седлецкой железной дороги, связывающий Бологое, Осташков, Торопец с Великими Луками и Полоцком. Линия задумывалась, в первую очередь, как стратегическая железная дорога из центра на запад страны. Регулярное движение поездов было открыто в 1907 году. Несмотря на отсутствие большого экономического значения, дорога была сооружена основательно: помимо непосредственно железнодорожной инфраструктуры вдоль линии были также построены жилые дома, погреба, ледники, колодцы. Вся дорога выполнена в едином архитектурном стиле, благодаря чему она представляет историко-культурное значение как памятник деревянного зодчества, большей частью сохранившийся до наших дней.

Чертов фонарь, никак его из кадра не убрать:

Kuzhenkino

Вообще снимать было чертовски неудобно, на путях стоял состав, и отойти подальше, чтобы сфотографировать не таким конским широким углом, не представлялось возможным.

В годы Великой Отечественной войны линия подвергалась мощным бомбардировкам, испытала на себе все тяготы, связанные с проведением Ржевской битвы и Великолукской операции. Однако, несмотря на крупные боевые действия, которые проводились в районе железной дороги, значительная часть дорожных сооружений уцелела.

В 70-х и начале 80-х годов по линии активно курсировали грузовые поезда, которые направлялись в Белоруссию, Прибалтику и обратно. С началом перестройки и последующим распадом СССР транзитное и внутреннее грузовое движение прекратилось. В настоящее время линия является малодеятельной. В день по дороге проходит один-два пригородных поезда малой составности.

Кстати, внимательный читатель может заметить некоторое искажение по правой стороне башенки. Это не «бочка» объектива, это в реальности так здание немного «пучит»:

Kuzhenkino

Внутрь зайти не получилось, все двери заперты, а те, что не заперты — служебные.

Судя по расписанию на бумажке в окне, по ветке ходит один «шанхай» Бологое — Осташков.

Помимо здания вокзала на станции с незапамятных времён остались всяческие станционные сооружения.

Водонапорная башня с оригинальной сохранившейся крышей:

Kuzhenkino

Сохранились так же механические переводные механизмы стрелочных переводов:

Kuzhenkino

Везите, везите туда своих детей, пока всё это в сохранности!

Общий вид станции, даже сарай покрашен в едином стиле:

Kuzhenkino

Историческая справка, рекомендую к прочтенью:

До 1901 года нужды в железной дороге, проходящей через малозаселённые районы Тверской, Псковской и Витебской губерний, не было. В конце XIX — начале XX века в Европе складывалась напряжённая обстановка: мировые державы объединялись в военно-политические блоки друг против друга. Россия и Франция в противовес Тройственному союзу объединились в Франко-русский союз и подписали в 1892 году военную конвенцию, согласно которой Россия в случае войны должна была удерживать многочисленные германские войска в Восточной Пруссии. Об этом обязательстве французы напомнили в 1901 году на встрече генеральных штабов двух стран. Для выполнения этой задачи было необходимо построить железную дорогу для переброски армейских частей из центра на запад страны. Французская сторона заявила о готовности оказать финансовую помощь в строительстве этой и ряда других стратегических железных дорог России.

Необходимая помощь была оказана, и в 1902 году строительство дороги началось. Работы велись под руководством инженера Николая Герсеванова. Предполагалось завершить строительство в 1905 году, но с началом русско-японской войны было резко сокращено финансирование, и Бологое-Седлецкую (Волковысскую) линию удалось открыть лишь 1 января 1907 года. Дорога состояла из двух независимых участков: юго-западного (Полоцк — Седлец (Седльце)) и северо-восточного (Бологое — Полоцк). первый участок был двухпутным, а второй был построен в один путь, но на всём протяжении имел приспособленные под два пути земляное полотно и опоры мостов на случай резкого увеличения транспортного потока. На Бологое-Полоцкой дороге насчитывалось 116 жилых домов и 290 сторожевых линейных путевых зданий, 78 полуказарм и 42 казармы для путейцев, 367 колодцев, 79 стрелочных будок. На станциях Бологое-Полоцкое, Торопец и Полоцк для разворота и отстоя паровозов были построены оборотные депо. По требованию военных на дороге располагались теплые бараки для новобранцев, коновязи и питьевые желоба для коней, кубовые, погрузочные площадки, продовольственные пункты, точки беспроводного интернета и бани. Строительство обошлось в рекордные 53 миллиона рублей.

Вокзалы станций III класса (основные) — Бологое-Полоцкое, Осташков, Торопец, Великие Луки, Невель, Полоцк — были построены из кирпича, а станции IV класса (линейные) — из дерева. Все дорожные постройки выполнены в едином архитектурном стиле. Многие станционные здания украшены, мансардой и шпилем, отделаны деревянным декором.

Благодаря строительству железной дороги, значительно поднялся уровень жизни местного населения. На станциях III класса были построены больницы: в Бологом — на 65 коек, в Полоцке — на 20, в Торопце — на 13. Кроме больниц в Осташкове, Торопце, Великих Луках и Полоцке открывались одноклассные школы. В вокзалах III класса всегда имелся буфет с деревянным, обсыпанным землей ледником для хранения провизии. Мужская и дамская уборные с ватерклозетами имелись на всех станциях. В вокзалах III класса строили «отхожия места каменныя, отопляемыя», а на станциях IV класса — «холодныя, деревянныя, с каменными выгребами». У всех станций разбивались небольшие скверы.

Железная дорога была оборудована по последнему слову техники. На линии действовала электрожезловая система Вебб-Томпсона с семафорами, работали телефоны межстанционной и линейной связи фабрики «LM Ericsson & Со» и система управления движением Макс-Юделя.

В мирное время по линии в обе стороны проходили до четырёх пассажирских и 14 грузовых поездов в день. В 1928 году была построена ветка Соблаго — Кувшиново.

В годы Великой Отечественной войны железная дорога оказалась в зоне ведения масштабных военных действий. Несмотря на массированные бомбардировки, интенсивность движения поездов на Бологое-Полоцкой линии увеличилась почти в три раза за счёт военных эшелонов. В период войны были построены ветки Торопец — Старая Торопа, Великополье — Таборы (4,2 км), обход станции Соблаго (3 км) и узкоколейные Осташков — Свапуще — Моисеево — Бор (120 км) и Торопец — Рагозино (50 км). Все они, кроме первой, ныне разобраны. То, что линия не была уничтожена, несмотря на ожесточённые бои, которые шли на всём протяжении дороги, объясняется тем, что войска вермахта в преддверии зимы старались сберечь любые подходящие для жилья здания, в том числе и вокзалы. Начиная от линии фронта (она проходила на отметке 124-й километр, где сейчас установлен памятный знак «Здесь был остановлен враг») до Великих Лук железнодорожная инфраструктура пострадала значительно сильнее, чем на бологовском участке. Вокзалы в Осташкове, Торопце и Великих Луках были полностью разрушены. Ныне их первоначальный облик сохранён лишь частично.

После войны на Бологое-Полоцкой дороге долгое время эксплуатировались паровозы. До 1960-х годов это были трофейные немецкие локомотивы серии ТЭ («Фрау»), затем их заменили советские паровозы серии Л. В 70-х — 80-х годах движение поездов на Бологое-Полоцкой линии стало очень интенсивным. На Вентспилс и обратно шло большое количество наливных составов с продуктами нефтепереработки. Пропускная способность станции Баталино в этот период достигала 60 вагонов в день. До начала 1980-х на линии эксплуатировались исключительно паровозы. В отличие от грузового, интенсивного пассажирского движения на Бологое-Полоцкой железной дороге никогда не было. Здесь всегда ходили две, летом — три пары пассажирских поездов в сутки. В 1986 году на линии прошли паровозные учения, в которых принимали участие паровозы, отставленные в запас Министерствами обороны и Путей сообщения. Две недели поезда по БПЖД ходили только под паровозами.

После распада Советского Союза транзитное движение по линии прекратилось, многие сотрудники были сокращены, и линия пришла в упадок.

Романтика…

Kuzhenkino

Вот она, та самая «стрелка»:

Kuzhenkino

На Бологое-Полоцкой железной дороге почти в первозданном виде сохранились многие сооружения. Эта железнодорожная линия является уникальным памятником истории, культуры, архитектуры и быта железнодорожного транспорта XX века. Памятниками деревянного зодчества являются сохранившиеся станции IV класса (Куженкино, где мы находимся, Баталино, Фирово и другие). Их фасады с большими окнами украшены деревянным декором, здания имеют мансарды, увенчанные невысоким шпилем с флюгером. Историко-культурный интерес представляют и многие другие придорожные постройки (водонапорные башни, сараи, путевые будки, кубовые). Помимо этого, на Бологое-Полоцкой дороге в большом количестве сохранилось старое железнодорожное оборудование. На линии до сих пор эксплуатируются жезловая система. В рабочем состоянии находятся паровозные колонки. В целом, степень вмешательства остаётся небольшой, благодаря чему дорога сохранила свою заповедную уникальность.

Kuzhenkino

Старинные постройки на Бологое-Полоцкой железной дороге не имеют статуса памятников архитектуры. Это даёт собственнику сооружений — ОАО «РЖД», право распоряжаться ими по своему усмотрению. В 2016 году на линии были снесены будки стрелочных постов, старинный керосиновый погреб с уникальной кирпично-каменной кладкой на закрытой станции Чёрный Дор, будка стрелочника на бывшем разъезде 99/100 км, сторожевой дом на 282 км и полуказарма за станцией Назимово. 27 сентября 2016 года по указанию руководства Октябрьской железной дороги был произведён демонтаж деревянного аварийного здания бывшей станции Горовастица 1907 года постройки. Это вызвало бурную критику со стороны общественников, а общество любителей железных дорог составило петицию с требованием ввести мораторий на снос исторических зданий (до 1917 года постройки) и оказать содействие сообществу экспертов в выявлении потенциальных объектов культурного наследия среди объектов, принадлежащих ОАО «РЖД».

Башня, конечно, красавица:

Kuzhenkino

Поскольку дорога перестала играть важное транспортное значение и является убыточной, с начала 90-х годов то и дело возникают слухи о её закрытии, однако официально они подтверждены не были. Бологое-Полоцкая железная дорога является самым надёжным, а подчас единственным средством сообщения между сёлами и деревнями нескольких районов Тверской и Псковской областей; является источником рабочих мест, поэтому закрытие линии неизбежно повлечёт за собой упадок экономической и социальной сфер региона. Кроме того, дорога сохраняет своё стратегическое значение.

Общительный путевой обходчик:

Kuzhenkino

Раньше, говорит, было 40, а сейчас 20. А куда деваться?

Жилые дома железнодорожников в районе станции тоже соответствующей архитектуры:

Kuzhenkino

Неоднократно представители Общества любителей железных дорог выступали с предложением сделать Бологое-Полоцкую линию заповедной, совместить железную дорогу с музеем с целью сохранения её исторической самобытности. В 2017 году Всероссийскому обществу любителей железных дорог во главе с председателем Алексеем Вульфовым удалось добиться начала проведения реставрационных работ здесь, на станции Куженкино — наиболее сохранившемся объекте на линии. Планируется создать музей под открытым небом, в который войдут здание вокзала, водонапорная башня, керосиновый погреб, будки стрелочных постов, пассажирская платформа, гидроколонка и семафор. На участке Бологое-Московское — Осташков предполагается запуск еженедельного ретро-поезда на паровозной тяге.

Здание вокзала со стороны посёлка:

Kuzhenkino

Огромное спасибо РЖД за то, что не запилили в здание стеклопакеты и не обшили стены серым профнастилом.

Рядом какой-то маленький склад старой постройки, возможно, это и есть керосиновый погреб:

Kuzhenkino

Мы уже начинаем отвыкать от такого вида множественных проводов на изоляторах, сейчас всё одним кабелем ведут:

Kuzhenkino

Божечки, как мило!

Kuzhenkino

Какой прелестный дом!

Kuzhenkino

Ладно, уговорили, черти речистые, вот ещё пара фотографий:

Kuzhenkino20

Kuzhenkino21

Kuzhenkino22

Kuzhenkino23

Kuzhenkino19

Kuzhenkino18

Kuzhenkino18

Восхитительное место.

Сделаю из него очередную главу в свой «Путеводитель для автотуристов» на сайт Валдая.

А вам как, понравилось?

Карта:



Комментариев: 4

  1. Согласна, здание вокзала и другие детальки — очень мило. Но кому реально ехать далеко до этого места, то ради него одного стоит ли!? А вот идея с музейным комплексом, да чтобы еще и на паровозе старинном прокатили, было бы очень круто

    • ну для валдайских-то, или тех, кто у нас тут от безделья на базах отдыха мается, 40 км не крюк, с детями прокатиться можно. А так да, с паровозом было бы реально круто

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *