10.08.2016 → Путешествия & поездки  → Казань брал. Часть девятая, Казанское метро

Сегодня расскажу вам про Казанский метрополитен.

Побывать в Казани, и не покататься на местном метро я, как широко известный в узких кругах метростроевец, ну никак не мог. Поэтому спускаемся под землю.

Прокатились по туда-обратно по почти всей (единственной на данный момент) ветке, на паре станций выходили наружу, глотнуть воздуха, на нескольких  — просто выходили из поезда, подивиться на вестибюли.

Впечатления самые положительные. Настоящее метро, не потешная реплика.

Поезда, конечно, короче, чем в «больших» метрополитенах, эскалаторы тоже короткие — все станции неглубокого заложения (одна станция и вовсе на поверхности, в эффектной стеклянной трубе); интервал между поездами минут 10–15, что, конечно, не Мск и СПБ; народу мало, но и не пустует — в вагоне можно сесть, а бывает, что и постоишь. Станции объявляют туда — мужским, обратно — женским голосом на трёх языках, русском, аглицком и татарском.

Проезд стоит 25 рублей, в ходу пластиковые жетончики. Что любопытно и странно — хотели прикупить впрок на обратную дорогу — кассирша не продала, сказала, вот вас двое, два и продам, на обратный путь там купите. Удивительно. Есть версия, что это из-за того, что в жетонах смарт-чип, т.е., они дорогие и их стараются не разбазаривать.

Станции все тёмные, подсветки мало (на некоторых станциях вестибюли освещены вообще светом с улицы через наземные купола), зато на всех станциях, что мы посетили, интересный разнообразный декор. Не такой бохатый, как в московском метро или в мечети Кул Шариф, но тоже весьма радует.

Вот, для иллюстрации, отличные мозаичные панно на станции «Кремлёвская»:

Kazan_9_07

Прогуляемся подземкой?

(сразу прошу прощенья за поганенькое качество фотографий, снимал с рук, без штатива)

Спускаемся вовнутрь:

Kazan_9

Казанский метрополитен был открыт 27 августа 2005 года во время празднования 1000-летия Казани и стал первым метрополитеном в России, построенным после распада СССР, — через 14 лет после открытого в 1991 году метро в Свердловске (ныне Екатеринбург). Казанский метрополитен стал седьмым и последним по счёту в России, третьим в Приволжском федеральном округе и пятнадцатым в бывшем СССР.

Kazan_9

Прибытие поезда:

Kazan_9

Совсем темно:

Kazan_9

Первые проекты наземного скоростного внеуличного рельсового транспорта (городского поезда) появились ещё в 1930-х годах. Однако их осуществлению помешала Великая Отечественная война. О необходимости такого транспорта вновь вспомнили в 1960-е годы, когда началось строительство удалённых жилых кварталов и был составлен генплан 1969 г. с предусмотренным метрополитеном. В 1979 году в Казани родился миллионный житель. Именно с этого года претензии руководства страны к тогдашней ТАССР по поводу метро стали более-менее обоснованными, так как метрополитены в СССР строились только в городах-миллионниках.

Однако реальная подготовка к строительству началась лишь в 1983 году. Маршрут первой линии остался практически неизменным с тех времён. Целью этого маршрута было соединить спальные районы Горок на юго-востоке с центром и северной промышленной зоной города, попутно захватив не менее населённые Московский и Авиастроительный районы. В 1988 году начались первые подготовительные работы по строительству. Однако ещё до распада СССР сооружение новых метрополитенов отменили ввиду кризиса экономики.

Навигация весьма путанная, на этом указателе нет, но на других сбивает столку разделение списка станций «туда-сюда» не «лево-право», а по горизонтали:

Kazan_9

Коляски на руках:

Kazan_9

В 1995 году Казань не рассматривалась Правительством России как город, в котором следует строить метро. В Правительстве России был создан список городов, где в скором времени планировалось начать или продолжить строительство метрополитена, Казани в этом списке не оказалось. Но правительство Татарстана и мэрия Казани стали добиваться в Москве, чтобы Казань тоже включили в число городов, в которых планируется строительство метро.

Современные мотивы оформления станции «Козья слобода»:

Kazan_9

Решение о строительстве Казанского метрополитена было принято президентом России Борисом Ельциным в 1996 году, финансирование же этого строительства началось в 1997 году.

Строительство метро началось 27 августа 1997 года. Подземная проходка тоннелей началась с мая 2000 года с помощью современных тоннелепроходческих комплексов (ТПК) и щитов. На первом пусковом участке самые активные строительные работы производились в 2003–2005 годах с привлечением иногородних организаций с использованием восьми ТПК одновременно. Станции сооружались открытым способом.

Здание телепорта:

Kazan_9

В Москвах этого не ощущаешь, а тут реально, как на телепорте, только спустился в центре Казани, вышел — и вот ты уже на другом краю города. Ощущение усиливается тем, что город незнакомый, и поднимаясь наверх, как бы волнуешься — что же ты там увидишь.

А там панельки и Макдак:

Kazan_9

Казанский метрополитен был торжественно открыт 27 августа 2005 года. Состоял из пяти станций, длина пути 7,1 км. Первыми его пассажирами стали президент России Владимир Путин, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Журналисты отметили некую скованность особых гостей, которые обычно этим видом транспорта не пользуются. Уже через два часа после прохода поезда с высокими гостями метрополитен был открыт для всеобщего пользования.

Помпезная «Проспект Победы»:

Kazan_9

Турникеты:

Kazan_9

Эксплуатационная длина первой линии составляет 15,8 км. На линии расположено десять станций: «Проспект Победы», «Горки», «Аметьево», «Суконная слобода», «Площадь Габдуллы Тукая», «Кремлёвская», «Козья слобода», Яшьлек, Северный Вокзал и Авиастроительная. В систему объектов метрополитена входят также электродепо и инженерный корпус.

Схема Казанского метро:

B84a3133fc151a4845e22fd43fdce68f

Сейчас идёт строительство второй линии метро — Савиновской (Савиновско-Азинская, Кировско-Советская). Хордовая (не радиальная из центра) линия будет иметь 17—18 станций, 4 из них пересадочные к поездам Центральной, Приволжско-Савиновской и Заноксинской линий метрополитена и 1 станция с переходом к электропоездам Арского направления. На нескольких станциях предусмотрена пересадка на Казанский скоростной трамвай.

Предполагалось, что первый савиновский участок линии пройдёт через «спальный» район Новое Савиново и откроется к футбольному Чемпионату Мира в 2018 году в составе 4-х станций: «Волгоградская», «Парк Победы», «Савиновская», «Стадион». Сейчас вроде проект притормозили.

По последним оценкам, возведение одной станции метро обходится в 7,5 млрд руб, а 1 километр проходки в 1,2 млрд руб.

Кассы (слева на стене видна лаконичная схема):

Kazan_9

Жетончики:

Kazan_9

Первый участок из пяти станций оказался не слишком популярным и являлся скорее аттракционом для туристов. Суточный поток составлял 15-20 тысяч пассажиров. Что неудивительно, ведь три из пяти станций находились в центре, а ещё две были расположены в неплотных жилмассивах. Метрополитен надо было строить дальше, и Татарстан за 5 лет практически без участия Москвы ввёл в эксплуатацию две станции — «Проспект Победы» (2008) в густонаселённом районе и заречную «Козью слободу» (2010). После ввода этих ключевых станций пассажиропоток в будние дни поднялся до 100 тысяч пассажиров.

Эскалаторы:

Kazan_9

Новой вехой развития Казани после тысячелетия стала проводившаяся в городе Универсиада. При финансовой поддержке федерального центра в 2013 году Казани были открыт участок сразу из трёх станций — «Авиастроительная», «Северный вокзал» и «Яшьлек» (тат. «Юность»). В настоящее время будничный поток составляет порядка 140-150 тысяч пассажиров.

Публика:

Kazan_9

Выход на поверхность со станции «Суконная слобода», справа видно здание инженерного корпуса Казанского метрополитена (уродской архитектуры, опять же, а слева здание-красавчик, кстати):

Kazan_9

Отличное приключение, ни капли не жалеем, что потратили несколько часов, просто катаясь на метро.

Для самостоятельного изучения Казанского метрополитена настоятельно рекомендую — http://www.mirmetro.net/kazan/cruise

Продолжение.

Поделиться
Отправить
Класснуть



Комментариев: 3

  1. Да, метро красивое. Тоже специально ходила в него «на экскурсию». Неужели ты жетончик домой так и не привез?

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *