07.08.2016 → Путешествия & поездки  → Казань брал. Часть шестая, Старая Татарская слобода

Снова вернёмся в Казань. Вечер первого дня.

Устроив разведопрос имеющимся в планшете навигационным программам, решили заехать в аутентичный район города — Старую Татарскую слободу, заодно найти там заведение общественного питания, и отведать национального.

Старая Татарская (Старо-Татарская) слобода — одна из исторических частей и комплексных достопримечательностей в центре Казани, в южной части Вахитовского района города.

Смеркалось…

Kazan_6_07

Слобода в целом вытянута с северо-запада на юго-восток и расположена между озером Нижний Кабан и каналом-протоком Булак (соединял Казанку и озёра Кабан) на востоке, путями южного внутригородского железнодорожного хода на западе, Центральным рынком на севере и площадью Вахитова на юге. Слобода условно имеет три исторические части: северную — деловую, центральную — культурно-жилую, южную — промышленную. Осевой для слободы улицей является улица Тукая. Северную и центральную части слободы разделяет проспект Татарстан, проложенный в советский период. В центре слободы находится Юнусовская площадь.

На дальнем плане — Мечеть Нурулла:

Kazan_6

Мечеть Нурулла: («Сенная» и «Седьмая соборная мечеть»), Казань, Россия — культовое сооружение, построенное в центре исторического Сенного базара в Старо-Татарской слободе в 1845—1849 архитектором А. И. Песке при поддержке советников коммерции братьев Ибрагима (1806—1886) и Исхака (1810—1884) Юнусовых на средства, завещанные их отцом — купцом первой гильдии Губайдуллой Юнусовым (1776—1849).

Мечеть была закрыта постановлением ЦИК Татарской автономной республики от 16 ноября 1929 года, а минарет разобран. До 1992 года мечеть использовалась для жилья и офисов. Постановлением Совета Министров Татарской АССР № 601 от 23.01.1981 была признана памятником архитектуры.

В 1992 году мечеть была переименована в «Нурулла» и была возвращена верующим. В 1990—1995 восстановлена Р. В. Билаловым, тогда же был восстановлен минарет.

А вот ещё Голубая мечеть:

Kazan_6

Памятник татарской храмовой архитектуры. Название получила по цвету стен. Построена в 1815—19 гг. в стиле классицизма на средства казанского купца Ахмета Аитова-Заманова. Архитектор неизвестен. Двухэтажная двухзальная мечеть-джами с трёхъярусным минаретом на крыше.

Кстати, новое слово в словарном запасе: Махалля — в исламском мире часть города размером с квартал, жители которого осуществляют местное самоуправление. Как правило, центром такого квартала — махалля — является мечеть, служащая своего рода культурным центром, в котором проходят пятничные собрания населения махалля и совершается торжественная пятничная молитва (намаз).

Но вернёмся про город и слободу.

В годы подготовки города к празднованию тысячелетия города в 2005 г. многие здания в слободе были отреставрированы.

Ага.

Kazan_6

В силу исторических причин до 1917 года Казань имела две выраженные части городской застройки, отражающие развитие двух главных городских национальных культур. Русская часть Казани (которая в свою очередь делилась на аристократическую часть — в районе улицы Карла Маркса, купеческую — в центре, и утраченный квартал с менее представительными домами в районе улицы Федосеевской) находилась в верхней части Казани, на территории Бауманского, Вахитовского и Советского районов. В районе озера Нижний Кабан и за каналом-протоком Булак, куда за посадскую стену были переселены в XVI в. лояльные казанцы после завоевания города Иваном Грозным, в XVII—XVIII вв. сформировался уникальный ансамбль национальной татарской архитектуры, где без преувеличения каждый дом связан с выдающимися для татарской истории и культуры именами.

Пешеходная улица пуста, несмотря на тёплый вечер:

Kazan_6

Сразу за исторической частью высятся современные панэлки, торговля сувенирами в унифицированных киосках, которыми зачем-то закрыли фасад старых зданий:

Kazan_6

Вау! Дом Исанбаевых (ху ис — не знаю). Считай в центре миллионного города деревянный милый домик:

Kazan_6

Памятник, охраняется, всё такое.

Мечеть аль-Марджани. Самая старая мечеть Казани, дошедшая до наших дней. В советское время не прекращала свою работу. Своё название получила по имени известного богослова Шигабутдина Марджани, долгое время бывшего её имамом:

Kazan_6

Мечеть явилась историческим знаковым воплощением начала общества многоконфессиональной веротерпимости в России, провозглашённой императрицей Екатериной II в конце XVIII века, более чем два века была самой крупной и главной в Казани соборной мечетью-джами и остаётся историческим центром татаро-мусульманской духовности в Татарстане.

Мечеть построена в 1766—1770 годах на средства прихожан по личному разрешению Екатерины II, полученному во время её приезда в Казань. На строительство мечети 62 человека собрали 5000 рублей. Это была первая каменная мечеть, построенная в Казани после её взятия Иваном Грозным в 1552 году.

Здание построено в традициях татарской средневековой архитектуры мечетей с минаретом на крыше и стилевых формах провинциального барокко. Двухэтажная двухзальная мечеть имеет трёхъярусный минарет. В оформлении фасадов и интерьеров архитектурный декор «петербургского» барокко сочетается с орнаментальными мотивами татарского декоративного искусства. Архитектором предположительно был В. И. Кафтырев.

Странно всё это звучит, конечно — мечеть петербургского барокко 🙂

В мечети хранится надмогильный камень Мухаммад-гали бека эпохи Казанского ханства.

Kazan_6

В советский период, а также частично после него, небольшие деревянные дома и здания, не имеющие архитектурно-исторической ценности, в слободе (особенно на западе её центральной части и у улицы Татарстан) были снесены и застроены многоэтажными жилыми домами («хрущевками» и «брежневками»). В то же время в слободе сохранилось до настоящего времени настолько много примечательных зданий, что это позволяет ей оставаться комплексной достопримечательностью, предметом гордости горожан и обязательного посещения гостей города и туристов. В 1992 году слобода получила статус архитектурно-исторической заповедной территории.

Внезапно «велопарад»:

Kazan_6

Сколько велосипедов на фотографии?

Вдумчиво и с удовольствием прогулялись по набережной озера Нижний Кабан. Тут вовсю променад, туда-сюда прохаживаются горожане и туристы:

Kazan_6

На другой стороне озера — современные кварталы разномастной архитектуры.

Фонтан, люди катаются на плавсредствах, кормят уточек:

Kazan_6

Спортивный комплекс Баскет-холл (справа) и слева единственное понравившееся мне современное здание в Казани — жилой комплекс Clover House:

Kazan_6

Двушка 80 метров примерно 6 миллионов. ОК.

Великолепная прогулка по Кабану:

Kazan_6

Нашли подходящую нам едальню — кафесы «Медина»:

Kazan_6

Весьма рекомедуем! Ужин на двоих что-то типа лагман + плов + учпочмаки + кофий = примерно 600 р. Все аутентично, обильно и вкусно. Возвращались потом не раз.

Вид на Слободу из объектива мобильника с Нижним Кабаном на переднем плане:

Kazan_6

Озеро — суть старица Волги, сейчас зарегулировано плотинами и по существу является прудом.

Фонтан на озере Кабан появился в 2005 году, к празднованию 1000-летия города. Максимальная высота подъема воды до 50 метров, металлическая конструкция плавучая, разборная:

Kazan_6

Закономерно озакатилось:

Kazan_6

Это был без преувеличения один из счастливейших дней жизни в восхитительном городе.

Ноги стёрты по колени. И даже выше.

Завтра — больше.

Продолжение.

Поделиться
Отправить
Класснуть



Комментариев: 7

  1. День, в который я посетила Старую Татарскую (Старо-Татарская) слободу навсегда останется в моей памяти. Это самое милое местечко в Казани. «Торговля сувенирами в унифицированных киосках, которыми зачем-то закрыли фасад старых зданий»- во время взятия Казани мною, к счастью их не было. Я любовалась каждым зданием, прогуливаясь по Слободе. «Голубая мечеть»- если пойти по улочке в левую сторону (см фото), то там расположена старинная торговая улица. Там я и любовалась женскими мусульманскими нарядами, и отведала халяльные блюда. Честно говоря, я боялась заходить в кафе, где под названием было написано (халяль). Думала, что белокурую, да еще без платка выгонят из заведения. НО, меня встретили приветливой улыбкой. Подробно рассказали о блюдах, названия которых мне понравилось. Ну, и как всегда (в Казани), я опять объелась. Давней моей мечтой было посещение мечети. Находясь в Нальчике, Кисловодске-Пятигорске я побоялась идти в мусульманское религиозное здание. Думала, что выгонят с позором. Подойдя к воротам мечети Аль Марджани, я увидела разномастную публику. Собиралась экскурсия. Я была счастлива! Моя мечта сбывается! Наш экскурсовод, женщина лет 60 (татарочка), очень по доброму провела экскурсию. Было много молодежи. Она сумела завоевать их любовь и уважение. Рассказывая,об исторических событиях Казани, жизни татар, она постоянно цитировала Коран и Библию (дословно!). Показывала им, что в данных святых книгах написано об одном и том же, о Создателе. Короче, я в нее влюбилась с первого слова! Это была не экскурсия, а виртуозная дипломатичная работа, сплачивающая Российский народ воедино! Она, как курица с цыплятами, нам все рассказывала и показывала. Отвечала на все наши глупые вопросы. Выйдя за ворота, я поняла, что хочу прочитать Коран. И буквально через несколько метров, я увидела Апанаевскую мечеть. «Построена на средства татарского купца Якуба Султангалеева в 1768—71 гг. после того, как лидеры мусульманской общины Казани добились разрешения императрицы Екатерины II на постройку двух каменных мечетей взамен разрушенных по указу императрицы Анны Иоанновны и сгоревших (вторая — совр. аль-Марджани. Она выглядела намного скромнее предыдущей. Очень захотелось ее посетить, но опять таки боялась идти туда без экскурсовода. Открыв массивную дверь, я увидела ковер на полу, и сидевшего поодаль мужчину за столиком. Я извинилась, спросила, могу ли я зайти. Он,улыбнулся,и увидев на моей голове платок. пригласил войти. Сбоку стояли этажерки для обуви (как в детском саду). Мужчина пояснил, что необходимо разуться, и поставить обувь в одну из «ячеек». Так как, 15 мин назад я уже была Аль-Марджани, то для меня это уже было известно. Я была единственным человек, во всем 3-х этажном здании, не считая того мужчины. Выйдя из «главного» входа здания. Я решила обойти и полюбоваться зданием со всех сторон. С противоположной стороны от «главного входа» (никто не навязывает тебе товар религиозного назначения !!!) я обнаружила торговую лавку. В ней я купила Коран, который читала в дождливые дни, отдыхая в санатории. Чему, мои стоптанные ножки были очень рады! ППробыв в Казани 14 дней, меня поразила душевность, миролюбие и открытость местного населения. Из их уст я не услышала ни одного бранного слова. И как-же мне было стыдно, когда возвращаясь на автобусе домой (в санаторий), я услышала отборный мат от пьяного русского парня. Рядом стояли пожилые женщины, а он сидя, подробно рассказывал другу о ночном гудеже. СТЫДОБА….

      • спасибо ). Твои фото разбудили во мне память о прошлых счастливых деньках.

      • Спасибо Тимофей за свежий взгляд на родной город! Интересно, жду далее…

    • К сожалению здесь тоже встречаются такие «экземпляры» не только среди русских… Пьяный человек независимо от национальности всяко безобразен…

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *