30.09.2015 → Путешествия & поездки → Надцатый раз по Карелии: Вепсска волость

Кто же такие вепсы и что есть Вепсска волость?

Вепсы — древний угро-финский народ, коренное население Северного Межозерья (района между тремя озерами: Ладожским, Онежским и Белым).

Словом, ну чисто твои «древние укры».

Кстати, укры, не могу не упомянуть, что в деревнях в бытовой русской речи также употреблялось название «чухари» (которое часто имело шутливо-иронический оттенок) 🙂

Karelian_2015_2_02

Итак, осмотрев Мандроги, как ошалелые ломанулись на паром в Вознесенье, дабы форсировать реку Свирь. Конечно же опоздали, и пришлось целый час тусить на пристани, ждать следующий.

На ночёвку спешились в известном в узких кругах месте, открытом мною (не вообще для мира, а для меня и моих друзей) ещё в далёком 2009–м. Точка съезда с дороги к пляжу: широта: 61°5’2.96″ (61.084156), долгота: 35°37’29.48″ (35.624856), высокий клиренс крайне желателен.

Ночью давали полнолуние, мы жгли в костре малые архитектурные формы (кто-то сколотил тубарет из обрезков доски, каюсь, спалили) и фотографировали бонсай.

Karelian_2015_2_02

Ночь была фантастической, а утром нас встречал самый нежный из виденных мною рассвет:

Karelian_2015_2_02

Давно ставшее уже совсем родным место (на тот дальний мысок мы в 2010–м ходили пешком ногами):

Karelian_2015_2_02

И вот, стало быть, на западном берегу Онежского озера деревня Soutjarv’:

Karelian_2015_2_02

Обратите, собственно, внимание — все указатели в данной волости дублируются жёлтыми указателями на вепсском языке.

Кстати, деревушка-то немало древняя — Шёлтозеро впервые упоминается в 1543 году в жалованной грамоте новгородского архиепископа Феодосия.

По-вепсски село называется Soutary, это название происходит от финно-угорского глагола «грести». В отличие от большинства схожих карельских топонимов (Кончозеро, Ледмозеро, Юшкозеро), никакого озера с аналогичным названием в окрестностях села нет. Рядом лишь Онежское озеро, но выходит Шелтозеро на него не центром своим, а дальними окраинами.

Продолжим за наших вепсов:

Считается, что древнейшее упоминание о вепсах оставил остготский историк Иордан в VI в. (он писал о племени вас), вепсы были известны и арабам под именем вису. Древнерусские племена, бок о бок жившие с древней весью, также оставили сведения о ней в своих литературных источниках (о существовании племени весь в русских летописях говорится с XI в.). В дальнейшем весь, наряду с другими соседними народами финского корня, упоминается под собирательным названием чудь. О старом русском имени этих народов ныне напоминает лишь Чудское озеро.

Вепсы, бывшие язычниками, постепенно христианизировались. Вместе с православием в быт вепсов стали проникать русский язык и русская культура. Со временем народ медленно и мирно ассимилировался русскими и карелами, их ареал сузился, стал забываться уникальный язык.

Вепсы никогда не теряли личной свободы, в этих краях рискованного земледелия крепостное право не получило развития. В петровские времена вепсы стали считаться государственными крестьянами. По мере развития в России капиталистических отношений среди вепсов получило распространение отходничество, главным образом на лесозаготовки и лесосплав, Шокшинские каменоломни и бурлацкий промысел на Свирь. Иногда в поисках работы вепсские мужчины уходили и дальше — вплоть до Петербурга, Ревеля и Финляндии.

После октября 1917 г. в среде вепсов усилилось национальное самосознание: этноним  «чудь» постепенно стал вытесняться более древним самоопределением «вепсь», были предприняты попытки создания вепсской письменности. Советские власти стали создавать на вепсских землях национальные районы (в том числе Шелтозерский в Карельской АССР, Винницкий в Ленинградской обл.) и национальные сельсоветы. В конце 30-х годов в связи с ухудшением отношений с Финляндией, все формы национального самоуправления вепсов были упразднены, а народ был фактически репрессирован, однако при этом не депортирован.

Очередной виток усиления интереса к национальным корням совпал с перестроечными процессами конца 80-х годов. В некоторых школах региона снова было введено преподавание вепсского языка. Стремление вепсов воссоздать свою культуру и местное самоуправление нашло официальное признание лишь в январе 1994 г., когда был подписан указ об образовании особой административной единицы в рамках Республики Карелия — Вепсской национальной волости. Волость, административным центром которой является Шелтозеро, охватывает совсем небольшое пространство — 820 кв. км. На территории волости проживают всего лишь 3,6 тыс. чел., из них вепсы составляют 44%.

Karelian_2015_2_02

А мы тем временем выкатились по заранее заготовленным координатам к сказочному домику. Впрочем, домик видно и с дороги, координаты не так важны, но фокус в том, что рядом дорога делает резкий поворот, и я, хоть и проезжал тут раз сто, домик раньше как-то не замечал. Чудеса…

В общем, это Шёлтозерский вепсский этнографический музей:

Karelian_2015_2_02

Кононов не тот. Это вот какой Кононов.

Karelian_2015_2_02

Шёлтозерский вепсский этнографический музей им. Р. П. Лонина (вепс. Vepsan kul’turan muzei, Soutjarven vepslaine etnografine muzei) — единственный в России музей, представляющий материальную и духовную культуру вепсов, филиал Карельского государственного краеведческого музея.

Основан в 1967 году по инициативе краеведа Рюрика Лонина. Здание музея представляет собой дом местного зажиточного крестьянина Мелькина. В 1967—1980 годах музей имел статус народного, в 1980 году музей стал отделом, а с 1987 года — филиалом Карельского государственного краеведческого музея. Расположен в вепсском селе Шёлтозеро Прионежского района Республики Карелия. В 1967 году открылся в здании Шелтозерской библиотеки, с 1991 года располагается доме Мелькина, памятнике деревянного зодчества начала XIX века.

Фонды музея насчитывают более 7 тысяч предметов этнографического характера. Основная часть музейного фонда была собрана в вепсских деревнях Рыборецкого, Шокшинского и Шелтозерского сельских поселений Республики Карелия, частично в деревнях Ленинградской и Вологодской областей.

В музее представлены тематические разделы: «История, быт и хозяйство прионежских вепсов», «Интерьер крестьянской избы конца XIX—начала XX веков», «Хозяйственный двор», а также выставка «Культура современных вепсов».

Karelian_2015_2_02

Посещение музея мы снова манкировали (ну не люблю я музеи), бо время раннее, ещё закрыто, и по случаю субботы и происходящего в деревне дела — не факт, что и откроется.

Зато подивились на каменные… кюветы:

Karelian_2015_2_02

И поглазели на кайфные, с лобовью по мелочам восстанавливаемые наличнички:

Karelian_2015_2_02

И пофотографировались с деревянным идолищем с заглавной фотографии поста.

И поехали дальше. Нас ждут удивительные открытия!

Оглавленье:

Верхние Мандроги — http://benzinych.ru/benzin/22121
Вепсска волость — http://benzinych.ru/benzin/22139
Petroskoi — http://benzinych.ru/benzin/22157
Чёртов стул — http://benzinych.ru/benzin/22171
Сямозёрщина — http://benzinych.ru/benzin/22205

Поделиться
Отправить
Класснуть



Комментариев: 3

  1. Вот спасибо! А я то гадал что за домик такой фигурирует во многих отчетах, обязательно к посещению на будущий год!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *