23.07.2015 → Путешествия & поездки → Фотохадж по Вологодчине: Ферапонтов монастырь

Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь — бывший православный монастырь в Кирилловском районе Вологодской области. В течение 400 лет обитель являлась одним из важнейших культурных и религиозных просветительных центров Белозерского края. Здесь сохранился уникальный по чистоте и сохранности ансамбль архитектуры и стенописи допетровского времени. Сессия ЮНЕСКО внесла в 2000 г. монастырь в список Всемирного наследия. В настоящее время в зданиях бывшего монастыря действует музей.

Заехали и туда. Тоже всё рядом, буквально километров 20 от Кирилла.

Надвратные церкви Богоявления и преподобного Ферапонта (1650 год):

Vologda_ferapontogo_01

Входом в монастырь служат Святые врата, разделяющие два мира – земной и иной, монашеский. Две разновеликие арки ворот служат для обыденного и праздничного входа в монастырь.

Монастырь, находящийся в 20 км на северо-восток от Кириллова и в 120 км на северо-запад от Вологды, выстроен на холме меж двух озёр — Бородаевского и Паского, которые соединяет маленькая речка Паска. Само село Ферапонтово расположено, преимущественно, на противоположном от монастыря берегу реки. Монастырь доминирует над окружающей местностью, однако благодаря своим камерным размерам и изящному стилю он не подавляет величием, как его ближайший сосед — Кирилло-Белозерский монастырь.

Ансамбль монастыря во всей красе:

Vologda_ferapontogo_02

Слева направо: Церковь Благовещения с трапезной палатой (1530 – 1531 годы), Колокольня (1680 год), Собор Рождества Богородицы (1490 год) и Церковь преподобного Мартиниана (1641 год).

Церковь Благовещения:

Vologda_ferapontogo_03

Уникальный памятник архитектуры первой трети XVI в. По предположению историков церковь с трапезной построена на вклад великого князя Василия III в ознаменование рождения вымоленного в Кириллове и Ферапонтове монастырях наследника будущего царя Ивана IV.

Vologda_ferapontogo_04

Ансамбль Ферапонтова монастыря уникален по красоте, подлинности, согласованности архитектурных деталей разных столетий, объединяющих его в единое целое. Идея ансамбля — раскрытие в архитектурных и живописных образах темы Боговоплощения.

Муха:

Vologda_ferapontogo_08

В главном храме бывшего Ферапонтова мужского монастыря, соборе Рождества Богородицы, находятся росписи, созданные в 1502 году знаменитым московским художником Дионисием и сохранившиеся без поновлений до нашего времени.

Чудом сохранившаяся, стенопись Дионисия была неизвестна до 1898 года. Надпись о времени создания росписи и ее мастерах была впервые приведена в книге И.И. Бриллиантова «Ферапонтов Белозерский, ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона. К 500-летию со времени его основания. 1398–1898». Расположенная на поверхности арки северного входа собора, она сообщает о времени создания (1502 г.) и сроках исполнения (34 дня) росписи иконником Дионисием «со своими чады». В 1911 году вышла монография В.Т. Георгиевского «Фрески Ферапонтова монастыря» – первая работа, посвященная росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы, за которой последовало множество других исследований, посвященных истории создания росписи, ее иконографической программе, особенностям техники и стиля Дионисия и работавших с ним мастеров.

После разрушения немецкими фашистами в годы второй мировой войны прославленных новгородских храмов XII–XV веков (Спаса на Нередице, Успения на Волотовом поле, Спаса на Ковалеве, Архангела Михаила на Сковородке) росписи Дионисия остались одним из немногих уцелевших фресковых ансамблей Древней Руси. Площадь стенописи собора около 600 кв. м. Среди древнерусских памятников эти фрески выделяет и полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи. Стенопись Рождественского собора, как показали научно-исследовательские работы, имеет прочный грунт и отличается хорошим состоянием красочных слоев.

С 1981 года в соборе Рождества Богородицы под контролем Научно-методического совета Министерства культуры СССР, а затем Российской Федерации, ведутся научно-исследовательские и консервационные работы по особым методам, впервые разработанным специально для росписей Дионисия, осуществляется надзор за температурно-влажностным режимом, состоянием левкаса и красочных слоев. Профилактическая консервация фресок и отлаженный температурно-влажностный режим заложили научную основу сохранения росписи Дионисия как национального сокровища, памятника российской и европейской культуры.

Но мы это не посмотрели, потому, что: а) лохи; б) по рассказам очевидцев, ценник на экскурсию не совсем вменяемый; в) после тяжёлого взгляда служительницы музея, косящейся на камеру, кабы я чего не сфоткал — не захотелось.

Вот из этих ваших интернетов пара картинок, чтобы жать представление:

Vologda_ferapontogo_fr_03
Vologda_ferapontogo_fr_01
Vologda_ferapontogo_fr_02

(фото с сайта http://www.dionisy.com)

Ну а мы зато долго и вдумчиво искали выезд на противоположном берегу озера, чтобы поснимать монастырь на водах и насладиться видами.

По пути узрели такой вот «новодел»:

Vologda_ferapontogo_05

Это церьковь Нила Сорского. Храм строился с 1995 года по 2008 год стараниями и по проекту Дмитрия Щепеткова — московского архитектора и участии его знакомых и знакомых знакомых, а так же местных жителей. Основной идеей строительства было полностью воссоздать классический процесс постройки деревянного храма, что великолепно удалось. Храм освящён 5 мая 2008 года в канун 500-летия преставления прп. Нила Сорского. Каноническое название — Храм во имя преподобного Нила Сорского.

Вот люди молодцы крутые какие!

И вот пара видов с по над озера:

Vologda_ferapontogo_07

Восхитительный день приближается к концу!

Vologda_ferapontogo_06
  1. Национальный парк «Русский север»
  2. Кирилло-Белозерский монастырь
  3. Горицкий Воскресенский монастырь
  4. Ферапонтов монастырь
  5. В Вологде-где-где-где, в Вологде-где
  6. Вологда-гда-гда-гда, Вологда-гда
Поделиться
Отправить
Класснуть



Комментариев: 3

  1. Ага, в нем были. Там напротив есть отличное местечко на озере, мы там ночевали. Где-то были фоточки, ща…
    Воть https://vk.com/photo2124035_265742143
    Фрески тоже не видели. Просто даже не захотелось почему-то

    • Ага, я тоже рассматривал эти полянки, когда готовился к хаджу. Мало того, я даже вез туда дрова с Сокольского бора ))) но мы поехали в Вологду ночевать

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *