30.06.2015 → Путешествия & поездки → Странствия по местечкам Тверской губернии: Местечки

Погуляв по славному граду Торжку, двинулись на юг.

Через несколько километров свернули с асфальта. Сначала дорога была просто не айс, потом конкретный адок, яма на яме, остатки советского асфальта, а кругом разруха, мёртвые деревни и остовы ферм…, потом какие-то мрачные лесные грунтовки, потом вообще тракт вдоль газопровода, непонятно даже, можно ли тут ехать, ну а потом совсем трофи-рейд, полный привод вкл и погнали, грязь фонтанами, нерв на пределе. В итоге пробились, куда хотели.

А по пути осмотрели и вельми поцокали языками на малоизвестное архитектурное творение архитектора Н.А. Львова — Петропавловскую церковь:

IMG_8976

В глухой тверской деревне между Торжком и Старицей стоит и разрушается малоизвестное архитектурное творение архитектора Н.А. Львова — Петропавловская церковь — копия известного собора Святого Иосифа в Могилеве. На эту церковь нет паспорта, она не значится в списке раскрученных туристических построек Львова вокруг Торжка, как, например, Митино-Василево-Никольское-Арпачево-Раёк. Памятник заметили исследователи творчества Львова всего лишь пару десятков лет назад.

Внутри — натурально Древний Рим с колоннами!

IMG_8971

Такая красота стоит и гниёт у чёрта на куличках, и никому дела до неё нет. Печально.

IMG_8949

У храма нет точной датировки. Одни считают, что его построили в 1780-е годы, другие приводят дату 1820 г. Возможно, просто долго строили, как бывало в усадьбах. Заказчики — предположительно семейство Полторацких (за алтарем сохранились надгробия). Церковь представляет собой очень близкое повторение Иосифовского собора в Могилеве. Самым серьезным отступлением от оригинала является наличие двух парных звонниц над входом, которых не было в могилевском соборе. Но это творческое нововведение решено столь органично и профессионально, что возникает мысль об авторской доработке замысла.  Вся архитектура сельской церкви на удивление качественна, словно сам автор следил за выполнением всех деталей, вплоть до деревянной резьбы на дверях. Доказать это пока нечем, нужно искать документы, если таковые вообще где-то сохранились. Ясно одно — в Переслегине уцелел памятник высокого искусства, поражающий столичным изыском и роскошью отделки.

IMG_8952

Вход:

IMG_8958

Свод с двойным куполом, внешним — ротондой и внутренним — плоским («византийским»)::

IMG_8963

Церковь стоит прямо у дороги между деревнями Загорье и Переслегино и потихоньку зарастает травой по пояс:

IMG_8957

Классические капители:

IMG_8966

Колонны стоят, крыши нет, внутри трава 🙁

Как говорил Тимка маленький — римские рухли.

Дальше зовёт дорога:

IMG_8979

Продолжаем этнографировать со страшной силой. Останавливаемся подивиться на домики с резьбой:

IMG_8945

Справедливости ради надо заметить, что по пути, кроме мёртвых деревень и остовов ферм были и живые опрятные деревни и большие современные агрокомплексы.

Также по пути следования осмотрели храмовый комплекс в Курганово.

Сейчас это деревня Курганово, а когда-то здесь было старинное русское село, в XV веке известное как село Хотунецкое-Кунганово, называвшееся ещё и Воскресенским. В XV-XVIII веках оно принадлежало Троице-Сергиеву монастырю. Когда-то жизнь здесь кипела, а сейчас, как и во многих местах, называемых русской глубинкой, она потихоньку затухает, а о былом величии красноречиво сообщают развалины.

IMG_8983

С 1809 года по 1821 год строится Воскресенская церковь — замечательный архитектурный памятник в стиле ампир, построенный по проекту кого-то из ведущих архитекторов того времени, не исключено, что Карла Росси (с 1809 года выполнявшего обязанности тверского губернского архитектора). Здание с высоким куполом-ротондой украшено портиками тосканского ордера. Купол увенчан маленькой главкой с крестом, на основании из белого камня. От отдельностоящей колокольни осталась лишь половина — полтора яруса. Интерьеры церкви практически не сохранились, задержать взгляд стоит лишь на нескольких фрагментах росписи, а так — голые стены, в которых гуляет ветер. Расписан храм был в 1842 году, но в начале XX века роспись обновлялась.

IMG_8986

С 1893 года по 1900 год строится теплая Скорбященская церковь на месте давно разобраной деревянной. Выстроена в стиле эклектика по проекту губернского архитектора Виктора Назарина — типовая для того времени, не слишком сложная архитектура, со стандартным русским декором.  В 1902 году была освящена: главный престол был посвящен иконе Богородицы «Всех скорбящих Радость», правый придел освящен в честь Архангела Михаила, левый — в честь святителя Николая. Храм был расписан старицким художником Алексеем Симбировым, от этой росписи остались небольшие фрагменты.

 

Ну а теперь одно из самых сильных впечатлений — православная готика!

IMG_9234

Церковь Преображения в селе Красное Старицкого района — уникальный памятник русского зодчества. Храм возведен как реплика Чесменской церкви (1777-1780) в Петербурге в старицкой усадьбе Полторацких. Таких реплик было всего две — но вторая церковь (в усадьбе Ланских Посадниково Псковской губернии) не сохранилась. От усадьбы сохранился также главный дом (находится в руинах) и остатки парка (усадьбу мы смотреть не стали, там всё поросло мангровыми зарослями).

Первое впечатление — как так-то???!!! Разве так бывает?

IMG_9240

Архитектором церкви считается тот же Ю. Фельтен (зодчий петербургского храма). Заказ принадлежит известнейшему екатерининскому вельможе Марку Федоровичу Полторацкому, «генерал-басу» (по прозванию Г. Потемкина, намекавшего на его происхождение из певчих придворной капеллы). Реально строительством руководила супруга Полторацкого — Агафоклея Александровна, известная хорошим вкусом в архитектуре и богомольным характером. (Храм заложен в 1783 году, но освящен только в 1803 году, уже после смерти М.Ф. Полторацкого).

Агафоклея…

IMG_9237

Просто вынос мозга!

Церковь в Красном после закрытия в 1931 г. использовалась как колхозный склад.  1979–1982 гг. проведена консервация здания. Епархии здание передано в 1998 году. За то время, которое существует приход, наметились перемены к лучшему. Проводятся кровельные работы. На 2011 год здание перекрыто медью (в связи со сложной формой кровли, она постоянно протекала). Изменения во внешнем облике касаются, главным образом, окраски угловых башенок-звонниц. До 2006 года они были красными, затем  серыми, с 2011 года — желтыми. Сейчас же все выкрашено в ярко-красный.

Рядом пасутся телятки, стоит боронилка и прочая сельская идиллия:

IMG_9245

Своды лаконичны:

IMG_9266

 

Едем дальше.

Нашлось время остановиться посмотреть церковь Спаса Нерукотворного Образа в бывшем селе Ивановском-Ермолаевых, ныне деревня Братково:

IMG_9226

А ещё мы мельком побывали в Ржеве:

IMG_9272

Кишлак класса Боровичи, только цивильнее. Хороший город. Отметились.

Проскочили Селижарово:

IMG_9275

Кишлак класса Демянск, чистый, аккуратный.

Поставили галочку.

IMG_9274

Такие вот… местечки.

Оглавлениэ:
Торжок
Местечки
Старица
Старицкий Свято-Успенский монастырь
Осташков, Нило-Столобенская пустынь

Поделиться
Отправить
Класснуть



Комментариев: 11

  1. В этом храме служит очень приятный священик, рассказал про храм и что еще в Псковской области был третий, но его снесли еще до 1917года

    • ага, я в тексте написал про вторую псковскую копию
      впрочем, кто их сейчас читает, эти тексты? ))))))))

  2. Про церковь в селе Красном я уже говорила — восторг! Обязательно посмотрю своими глазами. Купольный свод у Петропавловской приятен взору, а в контрасте с разрухой, так вообще эмоционально

  3. «чесменская церковь в петербурге» забейте я яндекс.
    Сильно изумитесь )))

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *