30.07.2005 → Путешествия & поездки → Выходные на Селигере

Собственно, именно на Селигер попасть и не собирались, планировали на эти выходные с Возычем махнуть на Ладогу. Но в виду того, что на его Крайслере не поменяли ступицу, пришлось ехать куда поближе. А что у нас тут поближе?  — только Селигер.

Итак, три дня дороги и экскурсий по достопримечательностям Осташкова и Ниловой Пустыни, две ночевки, 435 км. пройденного пути. Так как фотографий довольно много, описание поездки решил, как и атчот об Онеге, разбить на несколько частей:

Выходные на Селигере. Часть 1

Первая ночевка. Осташков

Часам к восьми вечера, ни разу не доставая карту и не сверяясь с GPS, только лишь по одним указателям, без приключений добрались до указателя «Селигер». Как поняли, указатель этот символизирует не начало собственно озера, а вообще, местность вокруг Селигера.

В деревеньке Сосницы, что уже на берегу самого озера, обнаружили два храма, один из которых оказался невиданной красоты новоделом, построенным, судя по всему, буквально год назад:

Сам храм оказался уже закрыт, но мужик, сидящий рядом в сторожке, разрешил нам походить по галерее вокруг храма и пофотографировать. Свежее дерево в лучах закатного солнца, да еще на фоне чистого голубого неба, красота.

Километрах в пяти после Сосниц пропустили нужный нам поворот и сделали крюк километров 10. Едем, чую, не туда. Достал GPS-приемник, отловил спутники — елки-палки, точно не туда! Слава буржуйской электронике! Который раз уже выручает, что бы мы без нее делали. Вернулись обратно, нашли нужную дорогу, и проехав еще с пару километров, пересекли протоку Полоновку, что отделяет Сосницкий плес Селигера.

Уже, однако, темнело. Стали искать место для ночлега. В глубине души было боязно, что такового не найдем — сами знаете, что творится у нас на озерах — везде туристы с палатками, к берегу негде подойти. Однако опасения оказались напрасными, буквально со второй попытки недалеко от деревни Ореховка нашли оборудованное место для стоянки. Место оказалось с готовым кострищем, лавочками и навесом рядом, и расчищенной площадкой для палаток. Одно расстраивало — плохой поросший камышом берег.

Ночью мне спалось плохо, ныла простуженная челюсть, и я, встав в 7 утра, стал бодяжить себе кофеек.

А в это время остальные дрыхли без задних ног 🙂

После завтрака надули надувную лодку, поплавали вдоль берега, накупались вдоволь. Вода, кстати, в Селигере весьма отличается от нашей, Валдайской, во-первых, чище, во-вторых, какая-то она жесткая, что ли — после купания кожа скрипит, как после бани 🙂

Утренний Селигер:

Двинулись дальше, по восточному берегу озера до Осташкова. По пути проехали деревню с веселым названием Мошенка, не смогли не сфотографироваться 🙂

Осташков (мы его прозвали Фисташков) оказался тихим милым городком, типа нашего Валдая. Расположен очень компактно на большом полуострове. Прикольно ехать по центральной улице, и видеть по сторонам в просветах между домами озеро. Проехав через город, доехали до расположенного на самом конце полуострова городского пляжа:

Завидев торчащие из-за домов купола храмов решили поехать, посмотреть, просветиться, так сказать, культурно.

Из одного храма, оказавшегося краеведческим музеем, выскочила служительница, и предложила нам за 25 рублей с носа залезть на смотровую площадку колокольни. Что мы незамедлительно и сделали. Вид с колокольни на весь Фисташков и озеро оказался весьма и весьма:

Выходные на Селигере. Часть 2

Покончив с осмотром Фисташкова и закупив провианту в местном торговом центре, двинулись на Нилово-Столбенскую пустынь.

Приехав, слегка обалдели от количества туристов, только по головам друг другу, слава богу, не ходят. И на машинах, и на катерах, и на лодках, отовсюду валят.

Кстати, как только поставили авто на стоянку, произошел весьма смешной эпизод. Как видно на фото, на борту машины у нас была надпись «На Бобруйск», так вот, встаем, значит, на стоянку, и видим, как какой-то парень тычет в нас пальцем, радостно рж0т, и фотографирует наш тарантас с надписью. Ну мы, соответственно, тоже повеселились, все-таки нечасто встретишь знающего албанский 🙂

Повсюду туристам предлагают купить копченого угря. Рыба эта, как я прочитал в путеводителе, запущена в Селигер не так давно, и вообще-то в озере не размножается, так что символом Селигера можно ее считать с натяжкой, а тут толкают, как будто не весть какую чисто селигерскую экзотику. Приценившись, слегка обалдел — одна такая рыбонька стоит 500 (пятьсот!) рублей. Нафик-нафик.

При входе в монастырь висит вот такая вот мемориальная доска. Прочитайте, весьма печальная история:

Ну и собственно, сам монастырь. Такого смешения архитекрутных стилей я еще нигде не встречал. Если бы не этот а-ля адмиралтейский шпиль, можно было бы представить, что мы в Константинополе, а потом взляд опускается ниже — и мы снова в Петербурге, а потом видим памятник самому Нилу — и мозг вообще отказывается переваривать реальность.

Реставрационные работы ведутся довольно вяло, как-то кусками, есть постройки, которые со времен коммуняцкого переворота вообще строительного мастерка не видели. Запустение страшное. Впрочем, все легко объяснимо: за время советской власти в монастыре была и тюрьма, и детская колония, и турбаза, и еще черт знает что.

Мы все ходили, цокали языками, наслаждались архитектурами, и приговаривали «Ничо так, гламурненько», а потом увидели вообще ни в какие ворота не влезающие узкие стрельчатые окна, и хором воскликнули «О! А это готично!»

Ну чисто Софийский собор в Стамбуле:

Гламурная такая постройка на спуске к озеру:

Кстати, вот как выглядела Нилова пустынь в начале 20-го века — http://www.ostashkov.ru/Prokudin/prokudin.asp

Выходные на Селигере. Часть 3

Окончив осмотр достопримечательностей, поехали снова мимо Фисташкова по дороге, огибающей Селигер с западной стороны. Таким образом, мы решили объехать озеро вокруг вдоль берега. Место для второй стоянки искали долго. Берег сплошь заставлен палатками. Были заняты даже такие места, где на Валдае мы бы пива попить не сталь останавливаться, т.е., палатки люди ставят прямо у дороги, буквально на тонком перешейке в 2-3 метра между озером и проезжей частью. Было решено ехать в лес за дровами и вставать в чистом поле, тоже недалеко от дороги и таких-же, как и мы, туристов. Что поделать, не до жиру.

Редкий кадр, Крайслер, загруженный дровами:

Разбив лагерь, я отправился обозревать окрестности. Только вышел на дорогу, тут на меня из кустов что-то как выпрыгнет, и давай скакать по асфальту, я от неожиданности аж крякнул. Что-то оказалось больших размеров журавлем. Тихонько достав фотоаппарат и подойдя поближе, удалось сделать этот снимок:

А буквально за дорогой, метрах в трехстах от нашего лагеря, оказалось вот это:

Вечером мы устроили себе небольшой пир: сварили свежей картошки, слопали курицу. Сидели у костра допоздна, орали всякое, пели песни, в общем — повеселились от души.

Ночью погода капитально испортилась, до самого утра шел сильный дождь, впрочем, все спали как убитые. Утром быстренько перекусили, собрали манадки и двинулись на север, на Валдай.

Вид на наш лагерь поутру:

По дороге дивились на строящиеся по берегам Селигера дачи:

Снова проезжали через Сосницы, в пасмурную погоду Сосницкий храм тоже хорош:

В Полново последний раз подъехали к воде, попрощались с Селигером:

Вот на этом, как сказал Саня, дилижансе, мы и ездили: