11.07.2005 → Краеведение Путешествия & поездки → Велопокатушки на заброшенную Валдайскую ГЭС

Маршрут: Чернушка, далее по дороге вдоль трассы до Добывалово, от него предположительно 7 километров по разбитой лесной дороге, пересекая один брод, до реки Валдайки. Далее поиски дороги вдоль реки до Боровичской трассы, по ней возвращение домой. Цель экспедиции — заброшенная Валдайская гидроэлектростанция. Предположительная длина маршрута — 50 км.

Состав участников:

1. Автовоз
  2. АЗС
  3. Амок
  4. Spawn
  5. Sumisc
  6. Жена Sumisc’a Наталья

Итак, как обычно, собрались в 11 утра на площади у Троицкого собора, закупились водой и провиантом, и, помолясь, поехали. На выезде из города у поворота на Голубой факел нас ждал приехавший из Короцко Амок. Собралась серьезная команда — 6 человек, познакомили наших питерских гостей с Амоком, сфотографировались всем составом и двинули по утвержденному маршруту мимо Чернушки на Добывалово. Дорога до песчаного карьера прошла без приключений, у заброшенной железной дороги снова устроили фотосессию. Боря (Sumisc) для настройки автоспуска фотоаппарата прикольно валялся прямо на пыльной дороге.

Пересекли трассу рядом с деревней Добывалово. По старой дороге, ведущей на Валдайку, о которой поведал Автовоз, уперлись в заболоченный непроходимый тупик. Выехали на другую лесную дорогу и по ней понеслись, благо позволял спуск с горы, к первому препятствию — глубокому броду. У брода через речку Ситная (Пурпишку, ага 🙂 я после Карелии теперь все реки так называю) повстречали мужика, ловящего рыбу, поздравили его с Днем рыбака. Мужик изрядно охренел от нашей банды китайской вело-пехоты, поинтересовался, не на Валдайку ли мы едем, подробно рассказал нам про дорогу. Мы спешились, разделись по пояс, и как навьюченные жЫвотные, с рюкзаками, портками и велосипедами на плечах преодолели вброд речку. Глубина оказалась небольшой — даже трусов не намочили — в позапрошлом годе, когда мы с Сакеем преодолевали этот брод на УАЗе, глубина была гораздо больше.

Дальше дорога пошла по болотам и топям. Уж тут-то я оторвался по полной — побуксовал на славу. Передняя звездочка самая маленькая, задняя — самая большая, и пошел гряззь месить. Обалденно!

Довольно быстро нашли место, где сливается Валдайка и Пурпишка. Места там красивенные, ничего не скажешь. После углубились в совершеннейшие дебри, доехали до того места, где мы с Сакеем 2 года назад повернули назад, и, благо на велосипедах, в отличие от самого подготовленного джипа, можно пробираться по заросшим тропам, выехали на берег крутого склона, с которого и увидели реку Валдайку и остатки давно заброшенной Валдайской ГЭС. Радовались как дети — мы сделали это! Спуск к берегу оказался довольно сложным, пришлось даже один раз капитально шлепнуться на задницу.

Берег с одной стороны оказался песчаной косой, а с другой стороны на нас смотрел обрыв. Разбить привал и отобедать решили на другой стороне. Не долго думая, приступили к разработке плана переправы. Особо мочиться не хотелось — вода оказалась довольно-таки холодной — поэтому пришлось искать наиболее мелкое место. Течение оказалось очень сильным, я, если честно, даже не ожидал такого увидеть — пороги, хоть рафтингом занимайся. Автовоз для пробы без груза и велосипеда перебрался по камням и бурлящей воде на другой берег, расчистил там тропу для подъема техники на холм, и стал зазывать нас на другой берег. Целиком раздевшись, взвалив одежду, рюкзаки и велики на плечи, осторожно-осторожно по одному стали перебираться через реку. Это было еще то ощущение, скажу я вам! Слава богу, что камни были обросшие тиной, если бы они были скользкие — травм и потерь было бы не избежать. Напор воды постоянно норовил сбить с ног, камни резали ступни, кошмар! Но вся наша команда, стоически перенося трудности, таки перебралась на другой берег, где стоящий на холме Саня уже принимал первые велосипеды. Всего в общей сложности переправа заняла час, не меньше.

На другом берегу обнаружили поросшие мхом и молодыми древами остатки бетонных сооружений, полузаросшее водохранилище размером с небольшой пруд, и большущий муравейник с пакостными муравьями, в который мы умудрились поскидывать все рюкзаки. Искусали всех, одна тварь умудрилась кусить меня прямо в х… ну вы поняли. Народ от души повеселился над этим, но мне было не до смеха — жгло прилично.

Места для бивака в руинах ГЭС не нашлось, посему решили отойти от берега на первую же полянку, и пообедать. Наивные! С велосипедами, в крапиву по пояс, в непролазные кусты, в хлюпкое болото! Но полянку в сосново-моховом лесу мы все-таки нашли. Достали всякое, кто что купил и захватил с собой, и стали жрать. От пережитых трудностей и недавних ощущений от переправы через реку у некоторых случилась смеховая истерика, Амок рассказывал свои медицинские байки, питерцы сосредоточенно жевали, все по очереди доставали свои цифровики и фотографировали друг друга. Отобедали качественно, посидели, отдохнули.

Сверившись с GPS и бумажной картой, определились, где мы, нашли какое-то подобие тропинки и двинулись на Шую. Если бы мы знали, что нас ждет впереди, может быть и повернули бы обратно. Впрочем, вряд ли, не в «падонкафском» это характере 🙂

Уже потом, в Шуе, сидя на крыльце магазина и попиваю прохладную водичку, мы не раз спрашивали себя, а можно ли нам считать друг друга вменяемыми людьми? Тогда же обнаружилось, что тот лесной драйв никто не заснял — не до фотографирования было — лишь бы выжить.

В общем, не буду томить вас ожиданием, расскажу что было после нашего обеда. По плану мы надеялись найти старую лесную дорогу от гидроэлектростанции до Шуи, благо на карте, в общем-то, эта дорога была указана. В действительности никакой дороги там нет. Судя по всему, заброшена она, как и сама ГЭС, лет 30-40 назад, и на ней просто успели вырасти большие деревья и кусты. Дал ладно бы дороги, там даже тропы нет! По карте от ГЭС до деревни 6-7 км, со всеми криулями и загогулинами, огибавшими лесоповалы и болота, путь занял километров 10. Пешком. Даже не пешком, а полубегом, ибо медленно идти не было возможности — на наши разгоряченные тела слетались все комары и слепни мира. С велосипедами и рюкзаками на плечах. По щиколотку то во мху, то в топи. Постоянно перетаскивая велики через упавшие кряжи. Несколько раз останавливались на пару минут, сверяли по спутникам направление, и мчались дальше. Как потом сказал Саша — Автовоз, мы были похожи на орков из «Властелина колец». Помните, как они боевым порядком мчались по лесам? Вот и мы так же, такие же мокрые, чумазые и злые. Если бы не КПК с GPS — нервов бы было потрачено на порядок больше, и неизвестно вообще, куда бы мы пришли. А так, после 3 часов бешеной скачки по лесу, мы вышли точнехонько к Шуе. Радости нашей не было передела! По полевой дороге все резво помчались к домам, предвкушая холодную воду и распевая на ходу стихотворные оды этой славной деревеньке 🙂 Откуда и силы только взялись?

В магазине накупили воды, три полуторалитровых жбана, и стали пить. О, это было божественно! Никогда простая вода мне не казалась еще такой вкусной! Думали посидеть минут пять-десять, и двигать в сторону Валдая, однако за разговорами просидели почти час, и только пол-седьмого поехали домой. У местечка «Таежное» еще раз сделали привал, перекусили остатками обеденной трапезы, мы с Автовозом и Борисом искупались, и где-то в районе часов восьми вечера торжественным строем въехали в Валдай.

На спидометрах всего 45 километров, далеко не самый большой наш пробег, но по сложности и безбашенности этот маршрут опередил все наши предыдущие покатушки.

А теперь, я думаю, пока вы все это читали, наконец-то и фотографии подгрузились. Можно смотреть:

Первая фотосессия у поворота на «Голубой факел»

Дорога перед Добывалово

Широким фронтом мчится батальон китайских вело-стрелков

Групповой портрет на заброшенной железной дороге в карьерах Добывалово

Боря «ставит мину»

Наша техника

Привал после пересечения трассы

Follow me!

Брод через речку Ситная

Рыбак: «Идите на Бобруйск!»

Нас снимают и сзади…

Спуск к Валдайке

Пороги

Фотографирование всего и вся

Господи, куда меня занесло?!

На песчаном пляже Валдайки

Остатки плотины ГЭС

Штурм Валдайки

Обезьяны в деревьях

Обед

Совместное фото за обедом

Лесная гонка

Короткая передышка во время лесной гонки

Снова лесная гонка

Наконец-то Шуйские поля!

Шуя! Счастливее нас сейчас никого на свете нет 🙂

Передых у магазина

Автовоз после пережитых напряжений возомнил себя дельфином

Психиатр Амок думает, как ему это лечить…

Потихоньку…

… подъезжаем к Валдаю

Наша техника. Слава богу, ни один велосипед не сломался.