03.06.2005 → 4х4 Путешествия & поездки  → Онего-2005. Путешествие Валдайцев в Карелию. Часть 4. Пудож, ночевка на Кочковнаволоке, поездка на Бесов Нос

3 июня

14-30
Как я уже писал в предыдущей главе, с утра выбрались из грязей дороги на Бесов Нос, и пошли по нормальным дорогам на север.

Въехали в Пудож. Городок основан в 1382 году. Население 15-18 тысяч, чуть меньше, чем в Валдае.
Пока парни покупали провиант, я пошел искать интернет и розетку. На почте Пункта Коллективного Доступа в инет не оказалось. Странно, дикие края. Зашел в телемастерскую, нашел общий язык с мастером, зарядил ноутбук и фотоаппарат. Телемастер таких вещей никогда в жизни не видел, пришлось подробно показывать и рассказывать ему, как что работает. Рассказал ему, кто мы, и откуда едем, мужик долго не мог поверить, что мы делаем это просто так, для своего удовольствия, а не за деньги.

15-20
Заправились, пошли на Шальский. По пути сплошные леспромхозы. Лес тоннами сплавляют по реке Водла. До Онего 6 км.

Проехали гигантскую гору гранитного щебня. Его, видимо, тут добывают и грузят на баржи. Стали ловить мобильники.

Большими фирменными самосвалами щебень свозят в порт. Работа идет груглосуточно:

Однако, нехилая кучка 🙂

16-30
В районе Шальского мыса (Кочковнаволока) вышли к Онего. На горизонте виднеется два острова, на одном из них стоит маяк. Красота неописуемая. Штиль, никакого волнения, лениво пробиваясь сквозь мглу, светит солнышко. Сакей умудрился побуксовать даже в самом Онежском озере, мало ему вчерашнего экстрима, не хватало еще в Онего машину утопить.

У мыса Кочковнаволока:

Виднеющийся вдали островок:

17-00
Нашли место для стоянки. На спидометре 36134, от дома нас отделяет 800 километров. Маленький мыс из гигантских, по 10-20 метров шириной, черных гранитных валунов, так называемых «бараньих лбов». Это ледник, когда шел с севера многие тысячи лет назад, так обтесал прибрежные скалы. Вокруг сосны. Каким-то манером они умудряются расти прямо на камне, пуская корни в немногочисленные щели. Комары, черт их побери, все равно есть, даже на таком насквозь продуваемом месте. Но все равно, мы счастливы.

Побережье около мыса Шальский:

Сакей возится с машиной, заехав на ней на гранитный валун:

Бухта между двумя мысами, вдалеке стоят лодки, бери, катайся, местные их свободно оставляют, все равно глухомань:

Солнце клонится к закату:

Наша «кухня»:

Я пишу этот дневник. Камни за день нагрелись, сидеть хорошо, тепло:

Местные комары. Облепляют моментом:

Разбили лагерь. Сакей занимается машиной, Колек кашеварит, я вытряхиваю и сушу все грязное барахло — матрас, одеяла, подушки — все промокло после ночевки в болоте.

Сварили уху из сига. Уха хороша, жирная, наваристая, смачная отрыжка, то, се…
Колек напялил гидрокостюм, ласты, маску, хотел поплавать в Онеге, посмотреть камни под водой, рыбу, если таковая у берегов есть. Поплавать получилось всего минут пять — больше не смог — вода ледяная, без забытых дома перчаток жутко коченеют руки. Вода, говорит, примерно такая же, как у нас в момент схода льда, градусов 5, не больше.

Колек примеряется поплавать:

Шурик все еще возится с машиной.

В колонках играет кельтская музыка, как раз для такого места.

Вечером мы с Кольком сходили пешком вдоль берега на выступающий в паре километров от нас мысок. Берег бухты состоит из мелкого желтого песка, кругом кучи плавняка. На том мыске тоже оказались громадные гранитные глыбы. Прикольно было по ним попрыгать.

Гуляльщики:

Камни на соседнем мысе (мысу?), куда мы ходили:

А это Сакей нас снимал с места нашей стоянки. Не смотрите, что так близко — у Сакея мощный зум:

А так без зууууууума:

Оставшийся на биваке Сакей тем временем развел костерок и, посасывая винцо, названивал всем знакомым. А когда мы уже пошли обратно, позвонил и нам, сказал, что местные пацаны предлагают купить нам рыбы и могут отвезти нас на моторке на вожделенный Бесов Мыс. Мы естественно согласились и с тем, и с другим, и вечером, часов в пол-одиннадцатого, ребята довезли нас с Кольком на мотоцикле в поселок Шальский, где была приготовлена и заправлена лодка. За поездку с нас попросили 500 рублей и канистру бензина.

11-00
Идем на моторе на Бесов Мыс. У моторки прицеплено два мотора, оно и понятно, будучи километрах в пятидесяти от дома, ежели заглохнет один мотор, что, на веслах грести?
Прошли из устья реки Водла в Онегу. Моторка оказалась резвой и мы с ветерком помчались к нашей вчерашней цели. По пути любовались красивым кроваво-красным закатом над озером у нас за кормой.

Закат над Онегой:

Путь занял минут сорок. На самом краю мыса Бесов Нос стоит 20-25-метровый заброшенный маяк, наверх забраться не удалось — сгнили все лестницы, впрочем, может и не сгнили, а специально демонтированы, потому, что все остальное на маяке в нормальном состоянии. Кругом циклопические гранитные плиты, гораздо больше чем там, где мы разбили лагерь. На этих плитах и высечены неолитические наскальные изображения Беса, Бесихи и еще около трехсот изображений зверей, сцен охоты и прочего, чем жили люди в этих местах 2 — 5 тысяч лет назад. По очертаниям Бес похож больше на инопланетянина, нежели на беса, рядом монахи с монастыря, бывшего неподалеку, выбили крест, видимо нейтрализующий бесовскую силу Беса. По словам Колька, рядом когда-то стоял еще каменный идол, но монахи его столкнули в озеро.
Вокруг куча выбитых подписей туристов и зэков с бывшей здесь неподалеку в смутное советское время зоны, самая старая датирована 1935 годом, но в основном 60-е года прошлого века.

Мыс Бесов Нос. Заброшенный маяк:

Бес:

Размер Беса — примерно с человека.

Можно ходить и находить петроглифы до бесконечности:

Вид на озеро с Бесова Носа:

Походили, попрыгали по скалам, полазали по щелям, пофотографировались. Я один раз упал, больно ударившись всей своей тушкой о скользкий гранит — видимо Бес проказничает 🙂
Прежде чем идти обратно, проплыли малость вперед вдоль берега, посмотреть, сколько мы вчера не доехали, оказалось буквально пару километров, и дальше, после той лужи, что нас остановила, идет сухая сосновая грунтовка. Обидно.
Обратно шли долго, против ветра. Порядком замерзли.

Ночная Онега:

Приехав, обнаружили, что Сакей уже вовсю пьет вино с двумя местными парнями лет по 17-18. Приняли для сугреву и мы с Кольком. Минут через тридцать на мотоцикле подкатили еще два местных аборигена с поселка, с ними были две девушки, звали их Люба и Валя, имен пацанов я не запомнил.

У костра с аборигенами:

Достали алкоголь, закуску, и начали предаваться совместному распитию крепких и не очень спиртных напитков. За этим благородным занятием и провели время до четырех утра. Местные написали нам свой почтовый адрес, чтобы мы им почтой (бумажная почта, как это мило) послали фотографии.

Ночь была абсолютно светлая, север, однако. Наконец-то угомонились. Местные уехали, кто на лодке, кто на мотоцикле, а мы спокойно легли спать.