03.07.2013 → Путешествия & поездки → «Назад в Архангельск», часть 3

Так, на чем я остановился? А, ага, и мы поехали туда, где нас ждали обильные достопримечательности, скрытые от толп туристов плохими дорогами и глухоманью.

После городка Онега (про который я так ничего и не рассказал, ибо вроде как и нечего) некоторое время был ещё асфальт, а потом снова задребезжал пластиком и скарбом грейдер, но уже не такой зубодробительный, как раньше, 60 км/ч держать можно сполне комфортно.

Вдоль дороги тянутся бесконечные болота:

IMG_7657

А потом случилось СТРАШНОЕ.

Во время разгона после остановки на обычный писстоп машина адски задёргалась всем своим мускулистым телом, да так, что я со страху снова встал на писстоп! Суть какая: в Форде коробка-автомат, и при разгоне, во время переключения со второй на третью передачу машину начинает зверски колбасить, но, если сильно не газовать, а аккуратно разогнаться на второй передаче до, скажем, километров пятидесяти в час, коробас переключается со второй сразу на четвёртую, и, в принципе, ехать можно. Всё ясно, кабздец автомату, а это минимум штук сорок на разборке 🙁

Мариванне-то я, конечно, виду не подавал, и хорохорился, как мог, что это от жары перегрев, надо пробить радиатор охлаждения коробки (он снизу под основным) плотной струёй из керхера, и всё будет радостно и зыко, как и прежде, но сам был мрачнее тучи (а во время ночёвки утыкался лицом в подушку и плакал, шутка). И так три дня.

В общем, подпортил мне коробас поездку, что и говорить. Впрочем, на второй день таких дёрганий я как-то приноровился, и по вологодке потом поливал как на здоровой машине, а по грейдерам вдоль Онеги шёл, принудительно переключившись с «драйва» на вторую передачу (в Форде так можно).

Ну а потом… я забегу впирод (сегодня увидел в чьем-то профиле на Вконтактике такую ошибку, горазд понравилось) на три дня… когда мы уже возвращались обратно и подъезжали к Устюжне, я случайно или намеренно, не помню уже, выключил кондиционер и о чудо — машина поехала! Точнее, дёргаться она не перестала, но стала делать это уже на четвёртой передаче и при других оборотах двигателя. О-ла-ла, я спасён, коробка жива! Я тут же вспомнил, как заправился говном на «Шелле», и понял, что это просто движка была придушена недостатком топлива, и, скорее всего, засрались фильтры или бензонасос. Забегая впирод ещё на пару дней — так и оказалось.

Ладно, забудем эту историю, как страшный сон.

Ну а пока мы едем в направлении юг вдоль реки Онега. Кстати, до революции из-за порожистости этой реки нередко происходили катастрофы. Так, 29 июня 1878 года в Красновском приходе от переполнения парома на реке Онега утонуло 50 человек, переезжавших на службу в церковь. 18 мая 1889 года возле моста в селе Архангеле в Каргопольском уезде погибла лодка с 16 соловецкими богомольцами. А тут стало быть мы. И нам надо бы переезжать через реку как раз в церковь.

Но мы этого делать не будем, ибо не на чем, а поцокаем издали языками и удовлетворимся энциклопедической и исторической справкой.

«Волость Подпорожья на реке Онеге, деревня Жеребцова гора а в ней погост, а на погосте церковь Живоначальной Троицы, да в приделе Николая Чудотворца»:

IMG_7648

Церковь Иконы Божией Матери Владимирская в Подпорожье. Деревянная церковь, сооруженная в 1745-1757. Один из лучших образцов онежской школы деревянного зодчества. Большая крестообразная в плане церковь с пятиглавым кубоватым завершением основного объема и перекрытыми бочками под главками на шатрах боковыми прирубами. Боковые приделы Никольский и Пятницкий. Закрыта не позже 1930-х, в настоящее время в тяжелом техническом состоянии.

Выглядит церковь очень торжественно, жаль, не довелось побывать внутри, ведь, по свидетельствам очевидцев, там ещё сохранились расписные небеса.

Зато мы побывали в магазине:

IMG_7655

Сфотографировал только для того, чтобы показать валдайцам, какие грамотные, лаконичные и не портящие даже такой уебанский сруб могут быть вывески, не то, что у нас в городе, всё исторические здания пёстрыми аляповатыми пластиковыми тряпками позанавешены.

По заранее забитым в навигатор Ларису (болтает она, падла, конечно без умолку, но и совсем отключить её нельзя) координатам заехали в деревню Верховье:

IMG_7658

Где я просто-таки завис, ходя по заросшей улице и разглядывая старинные дома:

IMG_7661

Ведь примерно так выглядела деревенька в Костромской области, откуда мои корни и где жила моя бабушка:

IMG_7662

Какая прелесть! Это уже настоящее живое серое дерево, а не непойми что, пропитанное мёдом в музеях типа тех же Малых Корел, что мы посещали накануне:

IMG_7660

Но самое интересное в этой деревне это часовня Иконы Божией Матери Смоленская:

IMG_7665

Практически скелет, но шпиль ещё держится при поддержке честного слова.

Мда, пожалуй, ради одного это снимка и стоило переться в такую даль.

Ещё один бросок на дёргающейся в конвульсиях машине, и мы в деревне Сырья, где осматриваем церковь Николая Чудотворца:

IMG_7672

Настоящая деревянная двухпрестольная церковь с трапезной и колокольней над западным фасадом, перестроена вместо прежней церкви того же посвящения (1667 год). Четверик, обшитый тесом и завершенный кубоватой кровлей с главкой, с пятигранным алтарем, трапезной и трехъярусной колокольней под куполом с шпилем. Тёплый Екатерининский придел (1875) устроен в трапезной на средства местного крестьянина М. П. Иванова. В 1930-х закрыта. Требует ремонта.

Залезаем внутрь и карабкаемся наверьх:

IMG_7676

Восхитительное приключение!

Повсеместно обнаруживается резьба в стиле «Здесь был Вася Пупкин»:

IMG_7678

Встречаются надписи 41–42 годов, видимо, пары провожались перед уходом парня на войну и вырезали прощальное на память. Ох… как грустно.

На месте иконостаса явно кто-то учил детишек, и проиходило это явно не в наше время:

IMG_7681

Мы житили земли!

IMG_7680

Рядом стоит часовенка Кирилла Сырьинского, 1883 года постройки:

IMG_7682

Декор:

IMG_7683

А потом… ох, мама дорогая! Потом, после очередной порции тряски по грейдерам, мы очутились в деревне Пияла, где сразу же увидели настоящий космический корабль!

Это ли не звездолёт?!

IMG_7691

Он такой огромный! Я всегда говорил, что северное деревянное зодчество — это настоящий космос. Стоит как стопочка.

Церковь Вознесения Господня:

IMG_7689

Деревянная церковь на подклете, обшитая тесом, построенная в 1654. Крестообразный в плане шатровый храм с боковыми прирубами, перекрытыми двухъярусными бочками с главками. Западная трапезная с Флоро-Лаврским и Рождество-Богородицким приделами сооружена в 1882 на средства М. Чебарова. Богослужения окончательно прекращены в 1951. Поддерживается в порядке, с 2011 проводятся молебны.

Горизонт иногда полезно валить для: а) избавления, точнее вуалирования геометрических искажений при съемке высоких объектов; б) придания снимку стремительности, направленности, правда ведь звездолёт взлетает? в) банально для увеличения количества помещающихся объектов в кадре.

Рядом повстречали двух мальчишек, старательно избегавших камеры. Пацаны, хоть и стремались фотосъемки, оказались общительными, и рассказали, в общем, привычное про русские деревни — все пьют и делать нехер.

IMG_7706

Отдельно стоящая колокольня огорожена от осыпающегося берега реки бревенчатой защитой а сверху завершена куполом со шпилем:

IMG_7702

Такие впечатления, слов нет, если честно, что бы всё это описать.

Но день продолжается, и мы рассекаем космическое пространство… тьфу, тошним на раненой машине по отвратительной дороге дальше. Точнее, сначала назад километров десять, убеждаемся, что атласам верить нельзя, и едем опять, куда ехали (идиоты, в общем, поверили бумажной карте и сделали лишних километров 30).

Следующая остановка — село Турчасово, где мы через реку наблюдаем в телевик церковь Преображения Господня 1786 года постройки:

IMG_7711

Через реку — потому, что парома тут не предусмотрено вообще, лодки стоят, но местных, готовых перевезти, не видать.

Высокий четверик, завершенный кубоватой кровлей с пятиглавием, с пристроенными с трёх сторон притворами, а с востока — алтарём, крытыми бочкой с главками. В 1869 перестроена, обшита тесом, расширена папертью с западной стороны. Отдельно стоящая колокольня, построенная в 1793, переложена в 1910-х. Боковые приделы Предтеченский и Никольский. Закрыта не позже 1930-х. В конце 1980-х ремонтировалась. Нерегулярные богослужения возобновлены в 2000-х.

Я забрался на край оврага и сфотографировал пойму реки и вид на деревню:

IMG_7721

Пасторальная картинка.

Снова пылит грейдер:

IMG_7728

… а это значит, мы, не смотря ни на что, едем дальше…

Все плохое когда-нибудь заканчивается, кончились и грунтовки, и мы выехали на асфальт. Тут нам и Плесецк наступил. Ракет в космос (настоящих) не видели, они в городе-спутнике Мирный, а видели неприветливую гостиницу, где нас только что ссаными тряпками не прогнали за попытку вселиться по одному паспорту (да-да, женщина не взяла с собой паспорт, и да-да, я так устал воевать с машиной, что мы решили поспать на кроватях).

Решили ехать до Каргополя, где всё у нас получилось, и мы заселились в двухместный чистый и опрятный нумер за 3100 рублей.

По рассказам очевидцев, вырубился я моментально.

Продолжение следует…

Оглавление типа:
часть 4
часть 3
часть 2
часть 1

Поделиться
Отправить
Класснуть



Комментариев: 8

    • это про меня- экстремалка?)хотя да, надеть-одеть юбку — это экстрим)))

  1. Красотища то какая! Что же мы там так пронеслись то и ничего не посмотрели подробно, а все мечта об асфальте :)))

  2. Слуш, ну поснимай как нить-чёнит хреново…:) Ну нельзя ж кажний раз всё красиво и зачОтно… 🙂

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *