29.06.2013 → Путешествия & поездки → «Назад в Архангельск», часть 1

Ну вот, наступил новый сезон, и мы снова едем на… правильно, на Север. В этом году было решено прокатиться до славного города Архангельска, с осмотром музея деревянного зодчества «Малые Корелы», изучением некоторых памятников старины по деревням вдоль реки Онеги, с заездом в сам город Онега (замечу, что и город и река к горячо мной любимому Онежскому озеру отношения не имеют вовсе) и отдыхом на Белом море.

Поездку несколько раз откладывали, то денег нет, то Мариванна, мой верный спутник по этнографическим экспедициям, не может сорваться, то я занят…  Так же вспомнили о разговоре в прошлой поездке с жителями каргопольщины о времени спада активности мошки, и дотянули до конца июня, о чем не пожалели, комаров был миллиард, но мошка действительно практически не доставала, а комары и у нас такие же, перетерпели.

По пути планировали заехать в место, где я рос до пяти лет – маленький пост наблюдений гидрометслужбы, он же гидрологическая болотная станция Брусовица недалеко от Архангельска, три домика в тайге на границе с огромным болотом (в этот момент пытливый читатель понял, почему «Назад в Архангельск»), но, увы, не получилось, проехав пару километров по лесной дороге к станции, уперлись в бездорожье, на которое одним экипажем было бы благоразумней не соваться. Можно было, конечно, пешком, но как-то это совсем уж неспортивно. Ну да ладно, будет повод вернуться.

А пока торгану своим <irony>мужественным торсом и монументальной лысиной</irony> на въезде в Архангельск:

IMG_7452

Дорога до Архангельска прошла, как бы это сказать, стремительно. Думали ехать два дня, с промежуточной ночевкой в, скажем, Вельске, тем более что из Валдая выехали поздно, часа в два дня, но уже в ночи я прислушался к тому, что говорит мой изнеженный кожаным креслом и кондиционером организм, и решил ехать, пока ехается. И так стремительным домкратом мы махнули тысячу с лишним километров, встав на ночлег в лесу неподалёку от берега Северной Двины.

Ах да, чуть не забыл рассказать: в пути было одно неприятное событие, которое впоследствии нам аукнулось и потрепало мне изрядно таки мой нерв. Сразу после заправки на фирменной АЗС Shell в районе Череповца у меня пару раз заглох двигатель, потом машина изрядно дергалась и троила-пердела на ходу, но спустя какое-то время всё заработало нормально (видимо, компьютер адаптировался к говённому топливу) и мы, расслабив косички, поехали дальше. Рано расслабились! Впрочем, обо всём по порядку.

Ой, как спутано пишу нынче… жара, потно, липко (кстати, все пять дней поездки было тоже очень жарко).

Соберём мысли в кучу: выехали в два дня, в четыре утра при свете утреннего солнца одномоментно кормили комаров,  сами при этом кушали шашлык (шашлык буэээ, магазину «Бриз» минус в карму), поспали трошки (ах, как же хорошо вытянуть ноги в утробе Форда!), утром попробовали пробиться к Болотной, и, плюнув, ещё до обеда пересекали широченную Двину, дивясь на виды Архангельска.

Ещё несколько километров, и мы у ворот музея деревянного зодчества и народного искусства северных районов России «Малые Корелы».

Стоим тупим в схему территории, сразу становится понятно, что придётся обильно поработать ногами:

IMG_7458

Музей «Малые Корелы» — крупнейший в России музей деревянного зодчества под открытым небом — основан 17 июля 1964 года.

В архитектурно-ландшафтной экспозиции музея на территории площадью 140 га представлены более 100 памятников деревянного зодчества XVI — XIX вв. Историко-этнографические особенности региона, самобытную культуру и традиции поморов Русского Севера отражают уникальные культовые сооружения (церкви, колокольни, часовни, обетные кресты), все типы северорусского крестьянского жилища, хозяйственные постройки, сезонные крестьянские поселения.

Коллективом специалистов под руководством известного российского архитектора Б.В. Гнедовского был разработан генплан музея, согласно которому предусмотрено деление музея на сектора в соответствии с историко-культурным районированием области. В настоящее время в структуре архитектурно-ландшафтной экспозиции 4 сектора: Каргопольско-Онежский, Мезенский, Двинской и Пинежский.

Осмотр начинаем с ветряных мельниц:

IMG_7462

Ветряная мельница–столбовка на «раме», XIX век:

IMG_7463

Мельница относится к типу столбовок на «раме». Конструктивной основой мельницы является вертикальный столб, врытый в землю. Вокруг столба сделана рама, представляющая собой два четырехугольных венца, заполненных внутри камнями. В них врублены три венца восьмиугольной формы. Над рамой на несущем столбе срублен мельничный амбар. Амбар рублен «в обло» из бруса. Кровля мельничного амбара двускатная, стропильной конструкции. Внутри мельничный амбар разделён на два этажа. Вверху — горизонтальный вал с вертикальным кулачным колесом, передающим вращательное движение на шестерёнку, соединённую с вертикальной осью жёрнова, расположенного на первом этаже.

Красота!

На территории музея не только церкви и храмы, но и множество малых изб и огромных домов:

IMG_7466

В экспозиции музея находятся около 100 гражданских, общественных и церковных построек, самые ранние из которых датируются XVI веком — колокольня из села Кулига Дракованова и XVII веком — Вознесенская церковь из села Кушерека и Георгиевская церковь из села Вершина. Среди экспонатов — крестьянские, купеческие избы, амбары, колодцы, изгороди, ветряные мельницы и т. п. Постройки для перемещения на территорию музея раскатывались по брёвнам, а затем заново собирались уже на территории Малых Корел.

Экспозиция музея разделена на секторы: «Каргопольско-Онежский», «Двинской», «Мезенский» и «Пинежский». В настоящее время создаются «Поморский» и «Важский» секторы. Однако, часть строений очень ветхая и ожидает реставрации, а посему — закрыта для посещений.

Дом–двор некоего Кириллова Е.И., конец XIX века:

IMG_7467

Дом стоял в Олонецкой губернии,&nbsp;в Каргопольском уезде, Лядинская волость, деревня Киселёво. Типичный образец дома с двухрядной связью жилой и хозяйственной части. Изба и двор стоят рядом, каждый имеет отдельную кровлю. Жилая часть дома — двухэтажный четырехстенок под двускатной кровлей «по потокам и курицам». На первом этаже расположены зимняя изба и подклет для хранения продуктов. На втором этаже две летние избы, соединённые проходной комнатой. Вход в хозяйственный двор устроен на первом и втором этажах дома. На поветь ведёт крытый взвоз.

Жемчужина Каргопольско-Онежского сектора, церковь Вознесения Господня, 1669 года постройки из села Кушерека:

IMG_7474

Церковь Вознесения Господня один из ярких образцов кубоватого храма. Кубом называют тип четырехгранного покрытия сложной формы. Куб венчают пять глав, покрытых лемехом. Центральная глава установлена на декоративной крещатой бочке, покрытой гонтом. Четыре главки расположены на углах куба. Основной объём церкви — высокий сруб-четверик с повалами. Окружающие его с трёх сторон алтарный прируб и галереи визуально утяжеляют основание храма. Торжественность и выразительность церкви придаёт высокое двусходное крыльцо, крытое двух скатной кровлей. Кровля поддерживается четырьмя столбиками, украшенными декоративной резьбой.

Рядом возвышается колокольня:

IMG_7477

Какой восхитительный дом! С удовольствием построил бы такой на Валдае и жил бы припеваючи:

IMG_7481

Это дом–двор XIX века из деревни Погост Мелентьевской волости.

Дом является типичным примером каргопольского крестьянского жилища XIX — начала XX веков, сохранившего архаичную систему отопления «по-чёрному». Тип соединения жилой и хозяйственной части — нечистый «брус». Жилая часть — рубленный «в обло» сруб-четырехстенок на высоком подклете. Изба расположена на втором этаже. Вход в дом устроен по боковому фасаду. Справа от входа расположена зимняя изба. На второй этаж ведёт лестница. Здесь кроме избы с «чёрной» печью расположены горница и клети — кладовые. На первом этаже хозяйственного двора устроены хлева для содержания скота. Второй этаж хозяйственного двора использовался для хранения сена и сельскохозяйственного инвентаря. Конструктивно второй этаж хозяйственного двора не связан с первым. Он поставлен на массивные столбы. На поветь ведёт бревенчатый взвоз. Кровля дома самцовой конструкции («по потокам и курицам»).

Обратите внимание, как и в наших Витославлицах (пройдите по ссылке, товарищ), дерево не серое, а рыжее от противопожарной пропитки. Как будто гречишным мёдом намазано 🙂

Стоящая в сторонке от основных маршрутов музея колокольня из села Кулига-Дракованово (ну и названьице!) Сольвычегодского уезда:

IMG_7483

Колокольня из деревни Кулига-Дракованово является одной из самых древних колоколен башенного типа. Колокольня является самым архаичным памятником в музее. Специалисты определяют время её постройки концом XVI века.

В лесочке притаилась часовня Макария Унженского и Желтоводского чудотворца:

IMG_7484

Можно зайти внутрь и восхититься «небесами»:

IMG_7485

Если кто не знает: небо, небеса — это конструкция потолочного перекрытия в форме пологой усечённой пирамиды (реже — плоская) в деревянной архитектуре храмов Русского Севера. Обычно расписано, при этом в центральном кольце как правило изображён Христос, составные доски-сектора представляют собой иконы ангелов или святых.

Дом-шедевр:

IMG_7494

Дом–двор из деревни Большой Халуй.

Жилой дом — высокий четырехстенок «на две избы». Жилая часть дома состоит из двух срубов и развёрнута боковым фасадом к улице, что мы и видим. Тип соединения жилой и хозяйственной части дома — Т-образная связь. На первом

этаже дома расположен подклет и зимняя изба. На втором этаже зимняя изба с топкой «по-чёрному» и летняя изба

с топкой «по-белому».

И как же нам повезло с погодой! Кайф.

IMG_7493

По деревянным мосткам через глубоченный овраг проходим в Двинский сектор и далее:

IMG_7497

Церковь во имя Святого Георгия, 1672 года из села Вершины Вологодской губернии:

IMG_7564

Георгиевская церковь может служить примером соединения рационализма и красоты, гармонично сочетавшихся в сознании мастеровитого северного крестьянина. В основании церкви — восьмигранный сруб, который окружен крытой галереей и увенчан величественным шатром с главкой на барабане. С восточной стороны в прирубе церкви — алтарь, с западной — трапезная. Алтарь, придел и крыльцо покрыты фигурной кровлей. В помещение храма ведет высокое двусходное крыльцо.

В Мезенском секторе просто невыносимо красивые дома:

IMG_7504

Дом 1879 года постройки из деревни Заозерье (Кельчемгора) Мезенского уезда.

В подклете располагается торговая лавка. Жилая часть соединена с хозяйственным двором по типу «брус». По боковому фасаду дома пристроена зимняя изба.

Уникальна конструкция крыльца дома. Оно опирается на один столб в центре площадки. От столба к углам площадки расходятся тонкие брусья, усиливающие конструкцию. На кровле крыльца — охлупень с коньком, по краям потоки и свесы, украшенные подзорами. Сохранились оригинальные росписи: причудливые изогнувшиеся львы, символизирующие «стражей дома», яркий растительный орнамент, состоящий из цветов и виноградных гроздьев, цветущий сад, лес, фигуры птиц были выполнены в 1880-х годах крестьянским художником Иваном Орловым.

Охлупень! Какая прелесть!

Кстати, вы читаете, или только картинки смотрите? Интересно вообще?

IMG_7508

Амбары с сусеками для хранения зерна:

IMG_7513

Вот откуда «избушка на курьих ножках»:

IMG_7521

Дом-четырёхстенок с двухэтажной жилой частью:

IMG_7516

В обоих этажах на передний фасад выходят по четыре окна. Окна украшены гладкими наличниками. Крыльцо расположено с бокового фасада, его основанием служит площадка, набранная из лаг и уложенная прямо на землю. Двускатную кровлю крыльца поддерживают столбы. До уровня перил боковое пространство крыльца забрано досками. Жилая часть соединена с двором сенями. Хозяйственный двор дома значительно шире его жилой части. Тип соединения жилой и хозяйственной части — «нечистый брус», или «брус с уширенным двором».

В задней части заезд для телег и прочих карет с навозом:

IMG_7515

Аутентичная улочка в Пинежском секторе:

IMG_7537

На чердаке располагалась летняя горенка. Двухэтажный хозяйственный двор примыкает к дому сзади. Кроме помещений для скота он содержит еще поветную горенку с печью, под которой — встроенная «скотняя» изба. В доме большое количество подсобных помещений. Крышу дома украшает «конек», полотенце и причелины с накладной городковой резьбой, консоли-кронштейны, на одной из которых вырезана дата постройки дома — «1893», потоки с орнаментацией в виде «елочки», а также прямоугольный балкончик с резным ограждением. Строительный материал — лиственница:

IMG_7532

Какой лаконичный дом:

IMG_7545

Немного деталей:

IMG_7549
IMG_7557

Интересная особенность — стяжка двух срубов мощным еловым корневищем. Корни служат крюком, держащим стену летней избы. Выпуски бревен фиксируются клином, вставленным в противоположный конец ствола. Клин закреплен

в стене зимней избы:

IMG_7560

Ноги тем временем уже гудят.

Дом зажиточного крестьянина А.М. Тропина, занимающегося торговлей:

IMG_7553

По сути изба! В голове не укладываеся.

Первый этаж представляет собой традиционную избу-двойню, состоящую из двух срубов, поставленных рядом друг с другом. Второй этаж — шестистенок с заулком, где находятся три одинаковых по размеру жилых помещения (изба-«тройня»). Отопление комнат второго этажа устроено на городской манер — калориферная система: теплый воздух от русской печи с первого этажа поднимается по трубам на второй этаж и нагревает печи-голландки. Несмотря на большие размеры дома-двора, собственно жилая часть занимает около 1/3 от общего объема постройки. Центральный вход решен довольно просто: это крыльцо-прируб с двускатной асимметричной кровлей.

В облике дома Тропина имеются уникальные декоративные детали. Бревенчатую гладь главного фасада оживляет балкон простейшей конструкции — небольшая прямоугольная площадка с ограждением из горизонтальных перекладин. Своеобразным навесом служит кровля, мощный вынос которой поддерживают резные, барочной формы консоли. Дом украшает скульптурный конек «о двух головах» — явление редкое и архаичное для Русского Севера.

Наверное, пора закругляться, нам сегодня ещё пилить и пилить по отвратительному грейдеру до городка Онега, так что идем к выходу из музея.

На обратном пути развлекаемся:

IMG_7565

Покупаем сувениры, бросаем прощальный вгляд на храмы…

IMG_7568

И едем назад в Архангельск.

Продолжение следует.

(при подготовке отчета были использованы материалы сайта http://korely.ru, за что ему, сайту, огромное спасибо)

Оглавление типа:
часть 4
часть 3
часть 2
часть 1

Поделиться
Отправить
Класснуть



Комментариев: 11

  1. Во, надо было нас брать вторым экипажем. 🙂 Нам в прошлом году оч его тоже не хватило при попытки покорения Вавчуги. Предлагаю скооперироваться и таки покорить эти места :))))
    Фотокарточки чудесные, погодка подыграла

  2. Обалдеть! Какая ляпота!

    [i]Кстати, вы читаете, или только картинки смотрите? Интересно вообще?[/i]
    Очень интересно читать, а с картинками читать, интереснее вдвойне!

  3. Так, с тегами я как всегда обосрался, буду тогда писать «от руки».

    Думаю, что перед тем как пропитать дома, их хорошо отшкурили — эффект потрясающий. Посмотрел свои давнишние фотографии из Витославлиц — так там только некоторые дома так свежо выглядят.

    Поветь. Первый раз услышал это слово в Костромской области. Видно оно общесеверное.

    Лаконичный дом — это видно пятистенок, только вход почему-то с другой стороны.

    Стяжка еловым корневищем — мощно выглядит. Никогда такого не встречал. Супер.

    Хочу МарьИванну в юпке. 🙂

  4. Здорово! Спасибо! Думаю застроить в Дедне, то-то дославянское, типа Перта, с историей. Есть находки, даж, поитереснее курней и охлупней.

  5. Читаем, читаем. Кстати курьи ножки, не куриные, а обкуренные против гниения сваи. А шашлык могли бы в Великолукском взять.
    Поверил, что читаем? Пиши.

    • Я-то как раз в великолукском и взял, и он чудно дожил до ночевки на белом море, о чем позже. Великолепный шашлык!

  6. Вологду проскочили транзитом? Нет желания исследовать Вологодчину? В прошлых отчетах видел сожаление о непосещенных Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом (место ссылки Никона) монастырях. Кроме собственно Вологды (со Спасо-Прилуцким монастырем) можно посмотреть Тотьму, далее на Великий Устюг (Опоки) и далее на Сольвычегодск.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *