13.08.2012 → Путешествия & поездки  → Витославлицы

Витославлицы — Новгородский музей народного деревянного зодчества, который расположен около Свято-Юрьева мужского монастыря в нескольких километрах от Великого Новгорода, включает в себя древнейшие в России деревянные архитектурные памятники XVI века, жилые и производственные постройки XVIII—XIX веков.

Боже, какая милая герань:

IMG_0301

Название «Витославлицы» происходит от села Витославлицы, которое существовало здесь в XII—XVIII веках. Село известно с начала XII века. Около 1187 года село было передано новгородским князем Изяславом Мстиславичем своему брату. В 1207 году стало монастырской слободой при Пантелеймоновом монастыре. В первой половине XIX века здесь поселилась графиня Орлова-Чесменская, сохранился её дом, построенный по проекту архитектора Росси.

Первая мысль в голове, когда зашли на территорию — опаньки, сколько народу, как же снимать? Вторая — надо обязательно вернуться, осенью, для желтка в кадре, и обязательно в будний день:

IMG_0286

Изба некой Екимовой Марии Дмитриевны из деревни Рышево Новгородского района, судя по дендрохронологическому анализу древесины — 1882 года постройки:

IMG_0304

Основные характерные признаки избы:
— тип — «брусом», при котором все помещения расположены цепочкой по продольной оси по схеме: изба, сени, конюшня, хлева и — все под общей двухскатной крышей;
— высокий подклет;
— сенник (сарай) над двором;
— «передок» двора с «парадными» воротами;
— прикролек;
— балкон во все основание чела (фронтона);
— изба «белая», или топилась «по белому», когда труба непосредственно связана с печью.

Избу начали собирать и реставрировать 1 июля 1969 г. Нижние венцы рубились из новых бревен, поскольку старые полностью сгнили. Количество утраченных выявлено путем расчетов. Этому послужили засечки старой разметки, размеры дверного проема в подклет и счет кратный пяти. В итоге сруб избы по высоте составил 20 венцов, вместе с фронтоном — 35 венцов. На новое основание укладывались старые бревна и другие старые конструкции.

Все постройки музея явно чем-то пропитаны, что придаёт желтоватый оттенок обычно серому бревну.

Вот он, русский «избяной космос»:

IMG_0289

31 января 1965 года Министром культуры РСФСР был подписан приказ «О мерах улучшения охраны памятников деревянного зодчества». Согласно этому приказу, среди прочего, предлагалось создать музей под открытым небом в Новгороде. 5 июня Новгорсовет отвёл территорию бывшей Орловской мызы под обустройство нового музея и решил «считать возможным организацию заповедника на территории Орловской мызы, между дорогой на Юрьево и озером Мячино, близ Юрьева Монастыря».

Датой основания «Витославлиц» принято считать 5 июня 1964 года. Музей под открытым небом начал свою работу 16 мая 1967 года.

Пройдёмте, товарищ, внутрь:

IMG_0295

Церковь Рождества Богородицы 1539 года из села Передки Боровичского района:

IMG_0309

14 ноября 1967 г. Рождественская церковь начала прощаться с селом Передки, с незамерзающей зимой речкой Быстрицей, спешащей отдать свои воды порожистой Мсте, со стаями банек, сгрудившихся у подножия глубокого оврага у самого берега речки, со всем, что ее окружало в течение более 435 лет. Небольшая бригада плотников приступила к разборке церкви с тем, чтобы перевезти ее в Новгород, в Витославлицы и сделать почетным экспонатом музея.

Работы велись обычным, уже отработанным методом. Сначала удалялись все позднейшие наслоения, не подлежащие сохранению и реставрации. К ним относились вся дощатая обшивка, поздние купола с главками, поздние верхние полы, холст, которым были оклеены стены (фрагменты с живописью начала XX в. вывезены в Новгород), срубец в северной части галереи, где в конце XIX в. была устроена ризница, металлические кровли уже сильно поржавевшей жести и многое другое по мелочи.

Затем была выполнена разметка всех элементов храма, зафиксированная на схемах в журнале. Рабочие приступили к разборке подлинных элементов памятника, к их упаковке, вязке пакетов, погрузке их на машины-лесовозы с помощью автокрана, которые перевозили пакеты в Витославлицы. Иконы и элементы позднего иконостаса упаковывались и перевозились отдельно.

 В январе 1968 г. разборка, длившаяся два месяца, была закончена. Перевозка элементов памятника продолжалась и в феврале.

Сборка и реставрация памятника начаты 5 февраля 1968 г. и закончены в основном в конце июня 1971 г.

Реставрация ориентирована на возвращение памятнику архитектурно-художественного облика 1531 г., но при условии сохранения некоторых элементов, появившихся в 1699 г., после перебрки, и части деталей первой половины XIX в.

И реставраторам это удалось:

 IMG_0317

Церковь Успения Пресвятой Богородицы из села Никулино, 1599 года постройки:

IMG_0325

Небольшая клетская церковь, срубленная в 1599, с прямоугольными алтарём и притвором и северной галереей. Находилась в селе Никулино (Любытинский р-н Новгородской обл.). Подновлялась в 1826-1830 и 1906-1907. Закрыта не позже 1930-х. В 1975-1977 перевезена в музей, отреставрирована.

Документальных сведений о памятнике собрано крайне мало. Первые письменные известия были зафиксированы на двух деревянных напрестольных крестах, хранившихся в алтаре церкви. Ранний, самого конца ХVI в., сохранился в обломке, но с полным текстом записи, выполненной черными, но уже выцветшими чернилами. Второй крестик с записью об очередном освящении церкви сохранился полностью, относится к первой половине XIX в. Оба текста сообщают о построении церкви в 1599 г. Эта дата подтверждена дендрохронологическим анализом древесины. 

«Водружен бысть крест сии во Храм Успения пресвятёй Богородицы при державе Государя Царя и Великого князя Бориса Федоровича всея Руси и при Митрополите Варлааме Великого Новгорода и Великих Лук лета 7107 (1599 г. от Р.Х.) июня в 29 день на Рождество Иоанна Предтечи».

Таким образом, дата сооружения Успенской церкви устанавливается довольно точно.

В том же документе сказано о псалтыре — рукописной книге, хранившейся в церкви. В конце её сделана приписка: «В лето 1532 г. Господи, помози многогрешному рабу Божию Кондратицу… Книга, глаголема трефолой положил в церковь Успения Святой Богородицы Семенка Иванов сын Палицын».

Это свидетельство позволяет предположить, что церковь 1599 г. стоит на месте более ранней, утраченной. Траншея, заложенная к западу от среднего сруба памятника при разборке его, вскрыла под песчаной подсыпкой сплошной слой пожарища толщиной до 1,5-2 см. Здесь уже нет сомнений: дошедшая до нас постройка стоит на месте более древней, может быть начала ХVI в. или даже ХV или ХIV вв., сгоревшей по каким то причинам, скорее от молнии.

А мы идём дальше.

IMG_0339

Церковь Николая Чудотворца из Высокого Острова, 1765 год:

IMG_0355

Деревянный храм ярусный храм, сооружённый в 1765 в селе Высокий Остров (Окуловский р-н Новгородской обл.). Четверик церкви увенчан тремя убывающими по ширине небольшими восьмериками, с запада к нему примыкают трапезная и шатровая колокольня. В первой пололовине XIX в. в духе классицизма перестроены венчания. Закрыт не позже 1930-х. Перевезён в музей в 1977-1979, отреставрирован.

Подлинный иконостас каркасно-рамной конструкции, с барочной орнаментальной резьбой, позолоченный на раскрашенном фоне. Имеет снизу раскрашенные орнаментами панели и четыре яруса икон. Нижний ярус — местные иконы, второй — деисусный, третий — праздничный, четвертый — пророческий. Сохранялись почти все иконы, кроме четырех местных. Но их вполне могли заменить иконы в отдельно стоявших киотах, подходящие по размерам. Всего насчитывалось 50 икон, считая расписные северные и южные врата, а также резную, подвешенную к потолку икону в напрестольной сени и икону Вседержителя на потолке.

Здесь точно есть Бог:

IMG_0343

Модель:

IMG_0341

Изба Федора Михайловича Утенкова, время постройки приблизительно 70-е или 80-е годы XIX века:

IMG_0361

Конюшня:

IMG_0367

Живой «экспонат»:

IMG_0379

Часовня из деревни Кашира, середина XVIII в.:

IMG_0389

Деревянная часовня из деревни Кашира Маловишерского района. Перестраивалась на рубеже XIX-XX вв., в 1941-42 гг. в результате перестроек утрачена колокольня, здание обшито тёсом, под обшивкой оказалась скрыта висячая галерея. В 1972 году часовня была перевезена в музей.

Главная «улица» музея:

IMG_0394

Немного в стороне от основной экспозиции в окружении елей стоит Никольская церковь из деревни Тухоли, дата постройки 1688 год:

IMG_0402

И уже на самом отшибе, почти на берегу Волхова, мы обнаружили церковь Успения Богородицы села Курицко. Церковь была построена в 1595 г. (дата подтверждена дендрохронологическим анализом), она «кочевала» трижды и стоит теперь на четвертом месте:

IMG_0406

На памятнике выполнена молниезащита. Позже все основные конструкции храма подверглись биологической защите. В результате работ, проведенных в соответствии с проектом реставрации, памятнику возвращен по возможности его исторический, архитектурно — художественный и конструктивный образ. Исключение составляют конструкции шатра, которые оставлены стропильными, а не венчатыми, и иконостасы.

Особенностями Успенской церкви являются венчатые, а не каркасные стены галереи, ранний вариант типа восьмерик на четверике, протесанные снаружи «на брус» стены восьмерика и волоковые окна с двумя кожухами, реставрацию которых предстоит завершить:

IMG_0413

Село Курицко было основано на песчаном мысу северо-западного берега озера Ильмень. При больших наводнениях под воздействием напористого «шелонника» (южный, юго-западный ветры) берег мыса под ударами волн размывался и кромка его смещалась. Наступление шло на все село, а церковь стояла на его середине. Еще в 50-60-х годах старожилы рассказывали предание, согласно которому село вместе с церковью переселялось 150-200 лет назад.

Этим брёвнам 400 с гаком лет, вдумайтесь:

IMG_0419

Отличный вид на Юрьев монастырь:

IMG_0410

Церковь Николая Чудотворца из Мякишево Хвойнинского района, 1642 года постройки:

IMG_0430

Никольская церковь — ярко индивидуальный, необычный и, кажется, не имеющий аналогов памятник. В её архитектурных объемах присутствуют одновременно типы клетских, крещатых и ярусных построек. Это один из опытов, «экспериментов», появившихся во второй половине XVII столетия после запрета на возведение шатровых храмов. Нужно было придать постройке высотность — одно из непременных качеств и требований заказчика, излюбленное народом, — родилась ярусность, пусть не совершенная по композиции. Но лишь в XVIII в. выработался тип ярусных церквей «кораблем», который распространился по северным и центральным губерниям. Никольская церковь, если согласиться с датировкой её постройки, один из ранних, «пробных или поисковых» вариантов такого типа.

IMG_0428

Детали:

IMG_0425

Вверх:

IMG_0448

Внутри можно найти макет церквы:

IMG_0439

А мы, весьма, надо заметить, ошарашеные, удивлённые и восхищённые от увиденного, выходим за территорию музея и осматриваем ещё одну достопримечательность, ветряную мельницу:

IMG_0453

Когда появились ветряки на Руси, с определенностью утверждать трудно, во всяком случае никак не позднее XV столетия. Документы (письменные и графические изображения) XVI-XVII вв. буквально пестрят свидетельствами об очень широком распространении мельниц-столбовок. Их ставили группами по нескольку штук от трех до дюжины и более

Ветряк на фото — шатрового типа, от «столбовок» отличается тем, что у них по ветру поворачивается только «голова», а «столбовки» крутятся целиком, на столбе, со всеми механизмами и потрохами.

«Шатровки» часто называют «голландками». Вероятно это справедливо и они могли быть «завезены» в Россию в начале XVIII в. при Петре Великом. Завезены, разумеется, теоретически, как идея.

Подивившись на этакую Голландию, мы идём дальше…

 

Поделиться
Отправить
Класснуть



Комментариев: 11

    • Эт и не труба вовсе, эт курник. Топили, то по чёрному, вот через курник дымок и уходил. Причём, в больших теремах, имел непростую конструкцию ходов, чтоб дым своевременно улетучивался, но терем бы не выстывал.

  1. Не верю, что ты там впервые!?
    Зимой, пожалуй, тоже интересно там поснимать

  2. Спасибо, за такое увлекательное путешествие. Весьма интересен факт начертания православного креста над символами «старой веры» т.назывемым «солнцеворотом» Славян.
    И очень приятно осознавать, что наши предки были действительно Великими зодчими, ремесленниками и художниками. Почаще бы нпоминать людям, кто Мы такие,и что нам есть чем гордиться!
    Спасибо, за фото! Успехов!

  3. В большой церкви из села Передки на стене, где галерея, году в 2007-м было множество надписей на русском языке. Читал их с интересом 🙂

    Сейчас они сохранились?

  4. А, что, конюшню не доделали ещё? Обожаю, там бывать, спсибо за ещё одну заочку, как сам побывал. )))

  5. Тим, не перестаю восхищаться твоей фотопоэзией, да и слог соответствующий. Спасибо!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *