Оглавление
Часть I
Часть II
Часть III
Часть IV
Часть V
А утром была натуральная эвакуация. В этом «милом» месте у реки, где мы ночевали, оказалось СТОЛЬКО комаров и мошки… ой, бррр, до сих пор ноги чешутся. Не укладывая палаток, все затолкали в машину, и, не позавтракав и не почистив бивни, стремглав сорвались в дальнейший путь.
Свернув с шоссе на Каргополь и потрясшись по полевым грунтовкам, вскоре мы оказались в деревне с интригующим названием Низ:

Где на речке, недалеко от очередного экзотического моста:

Под взоры местных тётушек, полоскавших половики:

Искупались в ледяной речке Чурьега, позавтракали и почистили перья. Я заодно оценил, сколько пыли насосало в багажник.
Продолжаем этно и фотографировать.
Обычные жилые дома смотрятся как музейные экспонаты:

Или как декорации к историческим фильмам:

Обнаружилось и такое вот каменное здание, явно помещичьего толка, с восхитительными коваными балконами:

На окраине деревни Низ в тени лиственницы стоит Георгиевская часовня 19–го века:

В соседней деревне Погост, которая отстоит от предыдущей буквально на несколько сот метров (все вместе они образуют село Ошевенск), мы остановились на осмотр Богоявленской церкви, 1787 года постройки, с колокольней и заросшим кладбищем:

Обратите внимание, маковка вся утыкана не до конца забитыми гвоздями:

Деревянная восьмигранная (от земли, что необычно!) церковь с отдельно стоящей шатровой колокольней.
Всё думал, что же мне она напоминает…

Тайская шапочка в форме буддийской пагоды!
Становится окончательно ясно, почему этот «роман» называется «Небеса» — с небом в фотографическом смысле нам повезло несказанно:

Внутри нас сначала неприветливо встретила женщина-служительница, но мы её разговорили, и она нам рассказала много интересного, например о том, что не так давно было украдено 25 старинных икон, а что новая стоит около 5000 рублей. Немного посомневавшись, служительница впустила нас во вторую, «зимнюю» часть церкви. Снимать там, по её словам, строго-настрого запрещено, но моя спутница её отвлекла и я «от пуза» сделал этот «шпионский» снимок так называемого «неба»:

Безусловно, тем самым я нарушил правила Трульского и Лаодикийского соборов, каюсь, но прятать такую неземную красоту от окружающих — это не меньшее святотатство.
Проезжаем пару сотен метров и вот мы у стен Александро-Ошевенского монастыря:

На территории травка, пара надгробий, монахи, ковыряющиеся в снятом заднем мосту УАЗика, приветливый привратник и качающиеся на ветру лиственницы. Всё.

Из под:

Стена собора Успения Пресвятой Богородицы, дата постройки 1707 год, по виду так и есть:

Вид с западной стороны:

Кстати, в этой поездке я обратил внимание, что храмы и часовни Кенозерья по сторонам света ориентированы как попало, т.е. не ориентированы вовсе. Странно…
Ну а мы приближаемся к Каргополю.
По пути в деревне Река остановились сфотографировать церковь Георгия Победоносца:

И уже у самого Каргополя на погосте в Большой Шалге посмотрели на Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1857 года, и деревянную церковь Рождества Христова, 1745 года:

Лазая вокруг по пояс в траве, на заднем дворе обнаружили снятую главку церкви:

Очень круто было потрогать её руками.
А потом… потом пятичасовой перегон от Каргополя до нашей последней ночевки на берегу тёплой (даже если ледяная вода), ласковой, умиротворяющей, милой и любимой Онеги:

… а на следующий день 850–километровый перегон до Валдая и всё, очередная поездка «на севера» закончена.
А Кенозерский Нацпарк… ну что, не хочу, конечно, заниматься очернительством, видимо, это конкретно нам в конкретный момент так не повезло, что кругом пьяные и некуда приткнуть палаточку. Безусловно Кенозерский Нацпарк это замечательное место, и я обязательно туда ещё приеду, только теперь заранее забронировав номер в гостевом доме и осенью, поснимать на желтизне.
Спасибо за то, что читаете, смотрите и комментируете.
тебя посмотришь — весь север утыкан церквами)))))
заинтересовал конструктив «неба» — придется на старости лет заняться самообразованием… скока там пролет? ориентировочно? судя по фотке метров 12? но снаружи смотрится поменьше…иль это искажения «пузовой» фотографии?
Да, большой объем, метров 10 точно в поперечнике будет
Ополовников, Ополовников и ещё раз Ополовников!!! Там ВСЕ ответы, на ВСЕ вопросы по дереву Древней Руси. Знаю у кого поклянчить.
Спасибо огромное за такой светлый и приятный рассказ. Спасибо, Вам огромное, что продолжаете дарить радость людям!!! Прочитали семьей на одном дыхании! ))) От всей души желаем дальнейших творческих успехов!!!
И вам спасибо.
Здание помещичьего толка, не «отреставрированное» и без стеклопакетов — прекрасно.
И обилием (и сохранностью) церквей удивлен.
Интересная система стогования сена, весьма необычная.
Ты часто пишешь: «на погосте», имеешь ввиду кладбище?
Когда я пишу «на погосте» — я имею ввиду кладбище, но в данном случае Погост — так деревня называется.
Такая «система стогования сена» как раз обычная во многих деревнях — так мечут мокрое сено, чтобы оно в таком плоском стогу высыхало на ветру.
» уже у самого Каргополя на погосте в Большой Шалге »
Я это к тому, что погостом, изначально называлась окраина села, а не кладбище.
Про сено и не знал, что его можно стоговать сырым.
Пого́ст — административно-территориальная единица на Руси. Впервые административно-территориально деление на Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты, установив для них уроки, погост тем самым ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока — погостьем (своего рода постоялый двор, от слов погостить, гостить, гостиница).
В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов (аналог современных сельских поселений, муниципальных образований районного уровня в областях), а также и населённые пункты, являющиеся центрами таких административно-территориальных единиц. Поскольку, после распространения христианства, на погостах были построены церкви, со временем слово стало обозначать деревню с приходской церковью и кладбищем при ней, что сохранилось в названиях многих населённых пунктов и мест. Также центр поселения, с церковью и торговым местом, на котором также проходили совместные празднества племени. Разделение на погосты сохранялось на Севере (где отсутствовало помещичье землевладение) вплоть до 1775 г., когда было отменено.
Начиная с XVIII века, слово используется в значении «сельское кладбище»
(с) wiki
🙂 (Филипп Киркоров)
А в монастыре крыше доделали на колокольне, в прошлом году там дыра зияла.
Чудесно у вас Ошевенское получилось при солнце, когда мы были там, было пасмурно и еще голо (начало мая), но все равно красиво, но все выглядело по другому.
«видимо, это конкретно нам в конкретный момент так не повезло, что кругом пьяные и некуда приткнуть палаточку. Безусловно Кенозерский Нацпарк это замечательное место» — вам действительно видимо не повезло, а места там прекрасные.
Рекомендую так же посетить северную часть парка, от Морщихинской (а там как раз видит-центр с размещением) доехать или дойти в Масельгу (там есть где поставить стоянку, на организованных площадках). От Масельги все рекомендуют сходить к Порженскому погосту (нам не удалось из-за дождя), говорят там осообенно хорошо осенью.
Мы сами жили в гостевых домах: в Морщихинской, в Каргополе, в Ошевенском и в Вершинино.
А еще рекомендую заехать или зайти в Красную Лягу, там очень красивая деревянная церковь, стоит одна посреди поля.